В партнеры проекта курорта «Кокжайлау» привлекли австрийскую компанию ILF Consulting Engineers. Ее прежний босс проходит ответчиком по международному делу о взятках, которое связано с Казахстаном и рассматривается в американском суде.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ СЕРИЙ

В двух предыдущих материалах (см. посты ниже) я рассказал о презентации нового проекта курорта «Кокжайлау». О том, что руководитель управления туризма и в внешних связей г. Алматы Ерлан Жайлаубай и гендиректор управляющей компании ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров объявили об очередном переносе сроков сдачи ТЭО и объяснили это необходимостью участия общественности в обсуждении проекта.

Я выдвинул свою версию: перенос вызван включением в проект на завершающем этапе подготовки ТЭО нового партнера – австрийской компании ILF Consulting Engineers.

Подробно рассказал о тендере и договоре между управлением туризма и ТОО «ИЛФ Казахстан», местным представительством ILF, на «оказание консультационных услуг по независимой экспертной оценке ТЭО».

Назвал сумму сделки – 44 млн тенге без нескольких тиын, или 112 тысяч евро.

Завершил второй материал такими словами:

«Лучше сразу перейду к самому интересному. К тому, что действительно может вызвать скандал».

Выполняю свое обещание.

Примечание. Все сведения, приведенные в этой статье, почерпнуты из открытых источников с помощью поиска в Google.

МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ БОЛЬШОЙ КОМПАНИИ

25 мая на Forbes.kz мне попалась на глаза статья «Минюст США: при строительстве газопровода из РК в Китай была создана система взяток» .

В ней было написано: «Американские власти заочно обвинили трёх человек в отмывании денег и даче взяток в интересах базирующегося в США британского машиностроительного холдинга Rolls-Royce. Речь идёт о 50-летнем гражданине России Виталии Лешкове, 62-летнем гражданине Армении Азате Мартиросяне, а также 70-летнем гражданине Греции Петросе Контогурисе.

В заявлении сказано, что указанные люди давали взятки, по крайней мере, одному должностному лицу в Казахстане. В обмен компания Rolls-Royce Energy Systems Inc. (RRESI) должна была получить контракт с компанией ТОО «Asia Gas Pipeline LLP» (AGP)

на $145 млн по поставке оборудования для строительства газопровода из Центральной Азии в Китай» (конец цитаты).

Наудачу вбил в поиск несколько слов по-английски: ILF, Kazakhstan, bribe (взятка), Rolls Royce.

Вторая же ссылка навела на любопытную страничку.

Это была информация о деле «США против Андреаса Колера» годичной давности — от 6 июня 2017-го (см. скриншот 1). Там оказалась главка «Summary» («Резюме», см. скришот 2). Даю отрывок в переводе с английского:

«Андреас Колер был сотрудником международной инженерной и консалтинговой фирмы, которая сначала не называлась. Дальнейшие исследования показали, что компанией, в которой работал Колер, была ILF Business Consult, дочернее предприятие или филиал ILF Consulting Engineers (новый партнер проекта курорта «Кокжайлау». – В. Б.).

С 2008 по 2012 год Колер и другие сговорились заплатить взятки высокопоставленному правительственному чиновнику из Казахстана за сохранение бизнеса для Rolls-Royce. Чиновник работал в казахстанской государственной компании «КазМунайГаз», обладавшей полномочиями в отношении «Asia Gas Pipeline, LLC», государственного СП, созданного правительствами Казахстана и Китая для строительства газопровода между двумя странами».

СТОЛП КОМПАНИИ

Я еще немного покопал на Андреаса Колера и нашел его аккаунт в деловой социальной сети LinkedIn: https://at.linkedin.com/in/andreas-kohler-82792159 (см. скриншот 3).

Там отслеживается его трудовая биография, из которой можно узнать, что вообще-то он один из столпов компании ILF Consulting Engineers и проработал в ней больше четверти века (см. скриншот 3а):

— менеджер проектов (1991-1995),

— менеджер по развитию бизнеса (1996-2001),

— старший вице-президент (2001-2004),

— СЕО (Chief Executive Officer – высшее должностное лицо компании, обычно председатель совета директоров, 2004-2011, в эти годы в сферу его деятельности входил и Казахстан),

— управляющий директор филиала ILF Business Consult GmbH (2012 – ноябрь 2017).

С марта 2014 года по настоящее время Колер является СЕО компании cdi.energy.consult gmbh. По совместительству старший консультант TLEX Institute (Инсбрук, Австрия).

ВИНУ ПРИЗНАЛ

Тем временем дело против Андреаса Колера, по которому он проходит в качестве defendant (это слово имеет три схожих значения: ответчик, подсудимый, обвиняемый), на начало прошлого лета имело статус «ongoing», то есть «процесс идет».

Меры пресечения по отношению к Колеру: денежный залог, пробация (надзорный выпуск), заключение под стражу, домашний арест, общественные работы — не применялись. Написано только, что ВИНУ ОН ПРИЗНАЛ, ответственность за содеянное на себя принял (Admission of Guilt/Acceptance of Responsibility: Yes) (см. скриншот 4).

Интересна также главка «Bribery» («Дача взяток»). В ней, в частности, написано: «взяточный» период [Колера] – 2008-2012; сумма выплаченных взяток — 1 млн 947 тыс. 23 доллара; тип взятки – деньги; способ взятки – перечисление, денежная транзакция; вовлеченная страна — Казахстан (см. скриншот 5).

ПРИЧАСТНОСТЬ К КОРРУПЦИОННОМУ СКАНДАЛУ – ЛУЧШАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ?

Иначе говоря, золотые коррупционные годы г-на Колера пришлись на нашу страну и на то время, когда он был боссом в ILF Consulting Engineers.

И герр Андреас продолжал работать в ней (точнее, в ее филиале) до недавнего времени (всего полгода как ушел), уже находясь под судом.

(Правда, на сайте ILF Consulting Engineers внизу есть приписка: «Каждая фирма ILF является отдельным юридическим лицом и не несет ответственности за действия или бездействие другого такого лица». Имеется в виду, что ILF Consulting Engineers как бы не отвечает за действия филиалов, то есть ILF Business Consult. Но, как мы уже знаем, г-н Колер целых 7 лет, с 2004 по 2011, возглавлял головную компанию ILF Consulting Engineers и, по данным американского суда, давал взятки казахстанскому чиновнику как раз в это время — в период с 2008 по 2012.)

У меня вопрос: а как наши кураторы проекта умудрились связаться с такой компанией? Имею два ответа.

Либо не считают нужным наводить справки о потенциальных зарубежных партнерах.

Либо не видят в этом ничего зазорного и причастность к международному коррупционному скандалу – лучшая для них рекомендация.

ПЛОДЫ МУЧИТЕЛЬНЫХ ИСКАНИЙ

Я стал думать: а чем запомнятся полгода работы руководителя управления туризма и в внешних связей г. Алматы Ерлана Жайлаубая и гендиректора управляющей компании ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиля Нурова над проектом ТЭО курорта «Кокжайлау»?

В большей степени, конечно, запечатлится в памяти Наиль Фаридович. Своей харизмой и разговорчивостью он совсем затмил Ерлана Дуйсенбековича.

И я начал загибать пальцы.

Три встречи с представителями общественности и журналистами: круглый стол 21 февраля, пресс-завтрак 22 мая, презентация 31 мая.

Интервью Нурова kapital.kz и informburo.kz с эпатажными заявлениями вроде «Мне после похода на Кокжайлау нужно 20 часов на восстановление», «Кокжайлау – это закрытый клуб пользователей» и т. д., пересыпанные эпитетами в адрес защитников урочища типа «бред» и «бессовестно».

Его угрозы засудить активистов Ерекенова и Старкова.

Чехарда с концепциями проекта, которая объяснялась «творческим поиском», «появлением каждый день новых идей», а по сути являлась заменой колес у авто на полном ходу.

Затягивание сроков сдачи ТЭО.

Привлечение перед самым окончанием работы над ТЭО нового партнера, недавний топ-менеджер которого – фигурант дела о взятках.

ДА ЭТО ЖЕ НАШИ ЛЮДИ!

И в мою голову закралась радостная мысль.

Да, у гг. Нурова и Жайлаубая нет специального образования в сфере туризма или экологии. Но они наверняка опытные и профессиональные работники: аким Байбек в свою команду кого ни попадя брать не будет.

Почему же проект «Кокжайлау» продвигается через пень-колоду?

У меня есть предположение. А может, Ерлан Жайлаубай и Наиль Нуров в глубине души – защитники урочища Кокжайлау и противники его застройки?

И поэтому намеренно путают общественность (то грозят активистам судом, то зовут их к обсуждению проекта), информацию о нем дают дозированно и не всю, жонглируют концепциями, в третий раз переносят сроки сдачи ТЭО, заманивают партнеров с интересной репутацией.

Словом, делают всё, чтобы саботировать проект и дискредитировать его в глазах населения, акима города и руководства страны. Или, по крайней мере, оттянуть его реализацию по времени как можно дальше.

А ведь это совпадает с задачами активистов движения «Защитим Кокжайлау».

Такое вот у меня сложилось впечатление. Если я кого-то обидел в лучших чувствах – прошу покорно извинить.

Вам эта версия кажется слишком экстравагантной?

В таком случае альтернативной причиной метаний и «творческих мук» с проектом я вижу только «высокий профессионализм» управления туризма и управляющей компании «Almaty Mountain Resorts».