9 августа исполняется ровно 3 года, как в кресло акима Алматы сел Бауыржан Байбек
АКИМАТ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
Алматинский городской акимат отреагировал на мой пост от 28 июля «Акимату Алматы сделают рерайт за 180 тысяч долларов» . Правда, довольно своеобразно.
В конце прошлого месяца в очередной главе своего расследования о «Кокжайлау» и других горных курортах я рассказал о презентации мастер-плана горного кластера, которую провел 25 июля в акимате Аскар Валиев, региональный представитель разработчика – австрийской компании «Masterconcept».
Обратил я внимание на то, что в 2012 году канадская компания «Ecosign» уже подготовила похожий документ объемом более 1000 страниц с массой фотографий, диаграмм, таблиц, инфографики, данных соцопросов и т. д. – «Системный план развития горнолыжной зоны города Алматы».
Также «Masterconcept» несколько лет назад был выбран НОК Казахстана генпроектировщиком заявки Алматы на проведение зимней Олимпиады-2022. Она, как системный план и мастер-план кластера, была локализована в горах Заилийского Алатау и предусматривала строительство спортивных объектов и другой недвижимости.
Меня заинтересовало, что в Иле-Алатауском нацпарке затевается уже третий грандиозный проект, но в ходе презентации никаких ссылок на два предыдущих, которые стоили серьезных денег, сделано не было.
Словно горный кластер начинают с нуля, а до него не было никаких наработок.
Это дало мне основания поставить такой заголовок и предположить:
«а может, это у чиновников прогрессивный опыт земледелия – по три урожая с одной грядки снимать?»
Правда, я оговорился: чтобы найти сходства и различия мастер-плана 2018 года и системного плана 2012 года, нужен сам готовый новый мастер-план и сравнительный анализ двух проектов.
Вслед за этим, как я понимаю, журналисты портала informburo.kzнаправили официальный запрос в акимат по поводу кластера.
И во вторник, 7 августа, на этом ресурсе появилась заметка за авторством Серикжана Маулетбая (Axel Zhan) и Мария Дубовая «В акимате Алматы объяснили затраты в 100 млн тенге на новый мастер-план горного кластера» .
В конце материала коллеги упомянули меня и дали ссылку на мой пост, подразумевая, что именно он и явился для них информационным поводом.
Суть ответа акимата (кто его подписал – в статье не сказано) сводится к двум цитатам:
«Предыдущий мастер-план представляет в большей степени описание мировых горнолыжных курортов, исследования, анализ, тезаурусы, которые в настоящее время сильно УСТАРЕЛИ (выделено мной. – В. Б.), отметили в администрации города».
«В ответе подчёркивается, что старый и разрабатываемый мастер-планы имеют принципиально разные цели, иной функциональный инструментарий, и о сходстве между ними говорить не приходится».
Еще указывается на многочисленные недостатки системного плана.
От детской радости, что меня, наверное, читают в самом акимате, все эти аргументы – принимаю.
Впрочем, о сходстве и различиях «тезаурусов» и о достоинствах нового проекта всё-таки лучше поговорить, когда он будет готов.
Пока же для себя я отметил, что в акимате прекрасно знали о существовании проекта-предшественника (да и, конечно, об олимпийской заявке). Но поначалу делали вид, будто их нет в природе.
Ведь если бы на презентации мастер-плана хоть кто-то словом обмолвился о том, что у кластера уже есть наработки (например, локации курортов практически совпадают), я б, может, и не стал копать.
А так, очевидно, у акимата был расчет на то, что журналисты сегодня по большей части лишь ретранслируют то, что им скажут. И не дают себе труд задуматься хотя бы на ход вперед. Или назад.
Но пусть там имеют в виду, что остались еще недобитки, которые любят задавать неудобные вопросы.
МАМАША, ПОЙДЁМТЕ В ЗАКРОМА
Задам и я парочку.
Первый: из каких закромов появился бюджет на мастер-план горного кластера?
Средства на подобные проекты предусматриваются бюджетными программами. Они утверждаются и переутверждаются приказами их администраторов. В данном случае – руководителем управления туризма и внешних связей города Алматы.
Эти приказы должны публиковаться на сайте управления в разделе «Бюджетные программы».
Я нашел там приказ экс-начальника управления Ерлана Жайлаубая от 21 ноября 2017 года об утверждении программы «Регулирование туристской деятельности на 2017-2019 годы» .
Цель программы обозначена достаточно общо: «Развитие туристского кластера мирового уровня. Формирование и распространение информации о Казахстане и его туристском потенциале».
Пускай вас не вводит в заблуждение знакомое слово: «туристский кластер» и «горный кластер» — две разные вещи, второе понятие – лишь часть первого.
Имею в виду, что бюджетная программа должна реализоваться в конкретных проектах.
Скажем, на разработку ТЭО курорта «Кокжайлау» есть отдельный приказ Е. Жайлаубая от 21 февраля с. г. «Об утверждении бюджетной программы на 2018 год».
В нем указаны и объемы финансирования:
78 266 тыс. тенге на прошлый год и 121 399 тыс. на нынешний.
Итого – 199 665 тыс. тенге.
А вот следов финансирования мастер-плана горного кластера я не нашел ни в бюджетной программе, ни в приказе о ее переутверждении в связи с новым проектом: его просто нет на сайте управления.
Не успели выложить? Но тендер на мастер-план объявили еще в июне. Забыли? Не сочли нужным это сделать?
Точно так же я не обнаружил, в чьих ларцах нашлись 44 млн тенге на независимую экспертизу ТЭО курорта «Кокжайлау» (договор между управлением туризма и ТОО «ИЛФ Казахстан», местным представительством австрийской компании ILF, заключен 28 апреля с. г.).
Я уже писал, что необходимость этой экспертизы не предусмотрена ни одним документом, находящимся в открытом доступе: ни бюджетной программой, ни приказом, ни договором управления с ТОО «Almaty Mountain Resorts». Экспертиза подразумевалась только государственная, стоимостью в 10 раз меньше независимой.
МАГИЯ КРУГЛОЙ ЦИФРЫ
Вопрос второй. Как-то я цитировал эксперта в тендерных делах: в системе госзакупок, особенно в строительной сфере, говорил он, круглых цифр боятся как огня. Типа они сразу вызывают подозрения в коррупции.
Иногда «страх больших нулей» доходит до абсурда, когда в договорах объемы выемки грунта указываются до сотых долей кубометра, а суммы — до тиынов.
А здесь мы видим совершенно иную картину — магию круглых цифр.
Бюджет на разработку мастер-плана кластера
— 99 999 999,68 тенге вместе с НДС
— выглядит демонстративно издевательским.
О чем может говорить сумма сделки в 100 миллионов?
На мой взгляд — о том, что заказчик не знает, чего точно он хочет от поставщика и сколько это стоит.
Я прямо представляю их диалог:
«Ну чё, сто лямов тебе хватит?» — «Для начала пойдёт».
На фоне 100 миллионов без 32 тиынов даже бюджет ТЭО (199 665 тыс. тенге) выглядит плодом скрупулезных бессонных расчетов.
Вот еще пример.
44 млн тенге на независимую экспертизу
– это в действительности 100 тыс. евро плюс НДС по апрельскому курсу.
В том случае круглую цену, видимо, называл не заказчик, а исполнитель.
Как видим, «туристы», в отличие от строителей, ничего не боятся. И не захочешь, а вспомнишь Довлатова: «рыцари без страха и укропа».
ФИНАНСОВО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ГУЛЯЙ-ПОЛЕ
Предвижу вопрос в свой адрес:
«Зачем тебе все эти мелочи? Ты скоро до мышей дорасследуешься».
А вот зачем.
9 августа исполняется ровно три года, как Бауыржан Байбек стал акимом Алматы. Его заслуги в преображении южной столицы несомненны: грохот отбойных молотков даже ночью стоит в ушах. Но про «шаги саженьи» пусть кто-нибудь другой расскажет. А я лучше о своём, о привычном.
Почти год занимаюсь расследованиями разных «активностей» под чутким руководством акима. Сначала публиковал сериалы на «Рателе», после его закрытия – в фейсбуке.
Писал о строительстве пешеходной зоны. О смоге. О забитых наносами городских реках. О Кокжайлау. О горном кластере.
Информацию добывал из открытых источников. Главным образом – с портала госзакупок.
И складывается такая картина.
Акимат уверял, что почти на 90% источником загрязнения воздуха в южной столице являются автомобильные выхлопы. Тогда как создатель сайта Airkaz.org Павел Александров доказал, что как минимум наполовину виновником смога — особенно в отопительный сезон — является ТЭЦ-2, работающая на экибастузском угле с запредельной зольностью (40%) .
Акимат оброс квазигосударственными ТООшками — «дочками» управлений. Вроде «Almaty Mountain Resorts» или «VisitAlmaty.kz». Эти компании, не обладающие специальными компетенциями, кроме «общего руководства», — бесполезные, на мой взгляд, посредники между госорганами и частными фирмами, которым они и делегируют всю реальную работу. Ведь в чем разница между настоящим бизнесом и «квази»? Цель первого – прибыль. Перед вторыми такая задача – зарабатывать — не стоит. Деньги уже есть – государственные. Дело микро-«самруков» – распределить финансы, не забывая себя, на какой-нибудь проект. Часто высосанный из пальца. И главное тут не конечная его эффективность, а красивая презентация – как оправдание имитации бурной деятельности. Поэтому в такой цене умельцы нарисовать и показать в акимате «веселые картинки».
Самое для меня интересное происходило на тендерах.
«Masterconcept» показал презентацию мастер-плана на следующий день после заключения контракта на его разработку.
На пешеходке строительные работы начинались вообще ДО подписания договоров с подрядчиками.
Управление туризма поручило ТОО «Zharnama agency» «информационно-рекламное сопровождение проекта»
за 99 млн тенге.
А что за проект – в бумагах ни слова.
В документах тендеров, на которых «побеждало» ТОО «Almaty Mountain Resorts», отсутствовали консорциальные соглашения с другими компаниями и сведения о субподрядчиках.
Примеров подобных тендерных фокусов в моем расследовании не счесть.
Не раз и не два из лучших побуждений предупреждал я чиновников: да, все знают, что тендеры – фикция, но вы хотя бы формальности соблюдайте, оформляйте документы как следует, чтобы к вам потом было не прикопаться.
Ну, например. Любое изменение сроков исполнения договора должно оформляться дополнительным соглашением к нему. Сроки сдачи ТЭО курорта «Кокжайлау» менялись трижды: 30 апреля (по договору), 15 июня, 15 сентября. Но ни одного «допика» на портале госзакупок так и не появилось.
Я на всю жизнь запомнил фразу, которую 31 мая на презентации концепции курорта с вызовом произнес гендиректор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров:
«ТЭО практически готово.15 июня мы должны его сдать. Но мы сдавать не будем. Но не потому, что не готовы. А потому, что не хотим!»
Она стала для меня квинтэссенцией «аппаратного беспредела» в городском акимате и его «квазиокрестностях». И ярчайшим доказательством того, что в байбековской команде совсем страх потеряли.
Захотели – сроки сдвинули.
Захотели – провели тендер на проект, захватывающий земли области, при этом не уведомив областной акимат.
Захотели – самовольно, без конкурса, де-факто назначили своими партнерами зарубежные компании ILF и «Masterconcept». Придумали для них фронт работ, не предусмотренный бюджетной программой, – независимую экспертизу ТЭО и мастер-план горного кластера. Нашли финансирование из непонятных (поскольку непубличных) источников
— 44 млн и 100 млн тенге, соответственно.
Не акимат, а финансово-административное гуляй-поле и полный игнор чиновничьей «матчасти» и дисциплины.
ПОД КРЫШЕЙ «ОХРАННОЙ ГРАМОТЫ»
Я понимаю, откуда потеря страха. От карт-бланша и «охранной грамоты», выданных Байбеку свыше.
Ведь персонал обычно в пределах своего шестка ведет себя так, как позволено шефу на его уровне.
Но это чувство защищенности (и, как следствие, безнаказанности) опасно. Людям кажется, так будет всегда. Они расслабляются, инстинкт самосохранения притупляется. И начинают подставляться.
А что в наше смутное время может быть вечным и неизменным?
«Порой бывают в жизни миги, когда наступит благодать».
Вот такой сейчас период у байбековских. Но невыносимо хорошо обычно случается перед «ну почему же так всё плохо?»
И в эти поворотные моменты судьбы вряд ли поможет даже знание таких умных слов, как «тезаурусы».