Нас уверяют, что собрано 100 тысяч подписей за строительство курорта «Кокжайлау». А почему сразу не 18 миллионов?

***

Вчера в фейсбуке пользователь Аблай Кондыбаев (Ablay Kondybaev)сообщеньем нас потряс: собрано 100 тысяч в подписей «за» курорт (см. скриншот 1). За первые 29 часов, на момент снятия скрина 16 ноября в 21.00, его пост собрал всего 38 лайков, из них один «сочувствую» и 12 «возмутительно», и теперь продвигается платно, как реклама, на странице Your Vision (см. скриншот 1а), но и за деньги с лайками туговато.

Я уже писал, что 4 ноября на общественных слушаниях по ПредОВОС проекта менеджер по проектам экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь (Svetlana Spatar) передала в секретариат 19 230 подписей против строительства курорта. Это были и «живые» подписи, собранные за несколько лет, в том числе на тропе, ведущей на Кокжайлау, и поставленные под интернет-петицией.

Буквально на следующий день в школах, вузах и государственных учреждениях Алматы начался лихорадочный добровольно-принудительный сбор подписей «за» курорт.

Это понятно: своих-то идей у реализаторов проекта нет. Причем, как сообщают «зеленые», одни подписанты не знали, за что голосуют, а другие – что такое Кокжайлау.

(См. мой пост «В споре по «Кокжайлау» победили разум»).

И вот пройден рубеж – 100 тысяч. А что сразу не 18 миллионов? Чтоб два раза не вставать, так сказать.

У меня вопрос к тов. Кондыбаеву: а что вы будете с ними делать? Президенту отправите? Или сначала на пересчет и экспертизу отдадите?

А защитников урочища считать подписи и проверять их позовёте для объективности?

Нет, наверное. Потому что они вам скажут: это филькина грамота, а не подписные листы. Из них непонятно, за что или против чего люди расписывались. Может, школьники на подарок учителю собирали или на субботник вместе решили пойти – и письменно проголосовали.

В верхней части бумажек – ни темы голосования, ни призыва хоть какого-нибудь, вообще ничего. Это невооруженным взглядом видно (фото 2). А на некоторых фамилии написаны одним почерком (фото 3).

Сравните эти подписные листы с теми, что собирала Ажар Джандосова с коллегами (фото 4).

У инициаторов подписной кампании тяжело не только с креативом, они даже нормального исполнения не могут добиться – чтобы этот самообман был оформлен как минимум правдоподобно.

И ни одного взрослого серьезного чиновника в акимате не нашлось, чтобы остановить это посмешище.

Так что цена 100 тысячам таких подписей — три тиына в базарный день. Холостой выстрел. Ни один разумный человек в такое «свободное волеизъявление» не поверит.

Энтузиазм Аблая Кондыбаева (фото 5) тоже легко объясним. В начале 2017-го он был старшим волонтером на Универсиаде в Алматы. Напомню, дирекцию по ее проведению возглавлял Наиль Нуров, с лета прошлого года гендиректор ТОО «Almaty Mountain Resorts» — управляющей компании по реализации проекта «Кокжайлау». В профиле Аблая написано, что он возглавлял общественный фонд «Лига волонтеров». Судя по всему, мальчик далеко пойдет. И тот и этот.

А теперь обращу ваше внимание вот на что.

13 ноября на сайте управления туризма и внешних связей опубликован протокол общественных слушаний, включая стенограмму (фото 6).

Насколько могу судить после беглого ознакомления, она полная, без изъятий. Туда же приложены замечания по ПредОВОС, присланные в течение 5 дней после слушаний на электронный адрес управления. За это, думаю, надо поблагодарить руководителя УТ Максата Кикимова.

Не устаю повторять: в таком важном деле, как допустимость строительства горного курорта в нетронутом уголке природы, должны спорить не столько люди, сколько аргументы.

Так вот, к протоколу приложено около 150 (ста пятидесяти) экспертных заключений, замечаний и предложений.

Из них только 2 (ДВА!) – ЗА курорт. Остальные – ПРОТИВ.

Это и есть голосование аргументами. Вот с чем надо в первую очередь считаться. А не с подписями, собранными со студентов и школьников на пустых листах.

Кстати, если у кого-то в акимате возникнет идея «подсовершенствовать» протокол и добавить в него экспертных мнений «за», то у меня, как обычно, все ходы записаны: прием замечаний окончен неделю назад, я скопировал этот документ и сохранил в архиве. Любопытно потом будет сравнить новую редакцию со старой.