Гендиректор компании, управляющей проектом курорта «Кокжайлау», отказал экологам в предоставлении полной версии технико-экономического обоснования (ТЭО), которая, в том числе, содержит сметную документацию
– как намерены потратить порядка $200 млн
СТРАСТИ НАКАЛЯЮТСЯ
Чем ближе общественные слушания по проекту «Кокжайлау», тем страсти накаляются. Причем температуру повышают не противники застройки, а сторонники курорта. Более того – сами исполнители проекта.
19 сентября на официальном сайте проекта www.kokjailau.kz, а также 27 сентября на сайте Управления туризма и внешних связей города Алматы www.almatytourism.kz были опубликованы две предварительные оценки воздействия на окружающую среду (предОВОС): горного курорта «Кокжайлау», а также подъездной автомобильной дороги и внешних сетей отведения».
Между тем, ТЭО представляет собой колоссальный труд, состоящий из 4 томов, которые включают 10 книг.
И два предОВОСа – это лишь третий том «Экологический раздел».
Кроме него, технико-экономического обоснование содержит:
— Маркетинговый раздел. Анализ территории.
— Технико-экономический раздел. Комплексная оценка территории. Предварительные инженерные изыскания. Концепция (варианты организации территории). Мастер-план. Генплан. Здания и сооружения. Подъездная автомобильная дорога и внешние сети отведения.
— Сметная документация.
Последний раздел – это, как вы понимаете, самое интересное. Там должно быть прописано, как распи… простите, распределят деньги на проект: по разным сведениям,
от $180 млн до «не более $200 млн».
ПРЕПЯТСТВИЙ НЕ ВИЖУ
Как я уже писал, 19 сентября по инициативе гендиректора ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиля Нурова в управлении туризма состоялась закрытая встреча, в которой приняли участие: руководитель управления Максат Кикимов, сам Нуров, активист движения «Сохраним Кок-Жайляу» Ажар Джандосова и президент Экофорума Казахстана, юрист в области экологического права Вадим Ни (Vadim Nee).
Позже Ажар и Вадим передали мне вкратце сожержание беседы. Они попросили Максата Кикимова предоставить копию полной версии ТЭО, чтобы лучше подготовиться к общественным слушаниям.
Руководитель управления сказал, что «препятствий не видит», пусть только ему пришлют официальный запрос.
Г-н Нурову, по словам Джандосовой и Ни, эта идея активно не понравилась.
25 сентября запрос был отправлен от имени экологического общества «Зеленое спасение».
1 октября поступил ответ. Но не от Максата Кикимова. А от Наиля Нурова. В лице которого и возникло препятствие.
Приведу его полностью, подкрепив скриншотом.
НИКАКИХ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ ПУБЛИКОВАТЬ НЕ ПЛАНИРУЕМ
«Almaty Mountain Resorts
№160 от 01.10.2018
Председателю Экологического общества «Зеленое спасение» С. Куратову
На исх. №101 от 25 сентября 2018 года
Уважаемый Сергей Георгиевич!
В соответствии с требованием статьи 57-2 «Проведение общественных слушаний» Экологического кодекса Республики Казахстан, «Местные исполнительные органы за двадцать дней до проведения общественных слушаний обеспечивают открытый доступ к экологической информации, относящийся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и процессу принятия решений по этой деятельности через интернет-ресурс, а также используя иные способы информирования», экологическая информация, а именно Книга 1 и Книга 2 раздела «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду» технико-экономического обоснования (ТЭО) горного курорта «Кокжайлау» были размещены на сайте «Кокжайлау» www.kokjailau.kz и Управления туризма и внешних связей города Алматы www.almatytourism.kz 19.09.2018 г. и 27.09.2018 г., соответственно.
Никаких других материалов относительно ТЭО мы не планируем публиковать в дальнейшем, т. к. это не предусмотрено действующим законодательством и Экологическим кодексом РК.
В то же время в ближайшие дни на сайте «Кокжайлау», а также в средствах массовой информации будет опубликована сводная таблица вопросов, замечаний и комментариев по результатам общественных слушаний от 25.02.2014 г. по проекту «Технико-экономическое обоснование перевода земель особо охраняемых природных территорий Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для горнолыжного курорта «Кокжайлау». В данной сводной таблице приведены вопросы, в том числе заданные представителями ЭО «Зеленое спасение» на общественных слушаниях, а также ответы на них, которые касаются ТЭО строительства курорта на плато «Кокжайлау».
На наш взгляд, публикация данной сводной таблицы позволит всем заинтересованным лицам избежать повторных ответов на ранее задававшиеся или похожие вопросы, что позволит сделать предстоящие общественные слушания более конструктивными и эффективными.
Директор Н. Нуров».
НАРУШИТЕЛЬ КОНВЕНЦИИ
Как следует из письма, под «экологической информацией» Наиль Фаридович понимает только те документы, в названии которых есть слова «экология» и «окружающая среда». Не знаю, искренне или нет, но он заблуждается.
Официальный ответ экологам прокомментировал Вадим Ни, член Комитета по соблюдению Орхусской конвенции в 2002-2011 гг.
«Отказ в предоставлении копии технико-экономического обоснования (ТЭО) является серьезным нарушением Орхусской конвенции. Определение экологической информации, согласно подпункту 3b) статьи 2 Конвенции, включает «анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды».
Это и есть прямая ссылка на технико-экономическое обоснование и, соответственно при проведении ПредОВОС и ОВОС, ТЭО должно предоставляться общественности.
Аналогичный вопрос, касающийся непредоставления ТЭО, уже рассматривался Комитетом по соблюдению Орхусской конвенции по заявлению ЭО «Зеленое спасение».
Это был вообще первый кейс, рассматривавшийся данным международным органом.
Было установлено, что непредоставление ТЭО является нарушением обязательств (Казахстана. – В. Б.) по пунктам 1 и 2 статьи 4 Орхусской конвенции. При этом было учтено, что на момент принятия Комитетом решения в 2005 году АО «Казатомпром» уже предоставило копию технико-экономического обоснования ЭО «Зеленое спасение» в ходе судебного разбирательства в Казахстане.
Впоследствии было признано, что рекомендации по решению 2005 года, одобренному Совещанием Сторон (высшим органом) Орхусской конвенции, были выполнены Казахстаном.
Новый отказ в предоставлении технико-экономического обоснования по проекту застройки Кок-Жайляу позволяют следующее:
1) Обратиться представителям общественности в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции по ускоренной процедуре, поскольку аналогичное дело уже рассматривалось по Казахстану;
2) Поставить вопрос о пересмотре вопроса о выполнении Казахстаном рекомендаций по прошлому, по сути, закрытому делу;
3) Добиться решения о том, что и новая процедура принятия решения по проекту застройки на Кок-Жайляу осуществляется с несоблюдением норм Орхусской конвенции;
4) Поставить вопрос о вынесении предупреждения о несоблюдении на имя премьер-министра Республики Казахстан».
ОСЕННЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ГРАБЛИ
В 2014 году перед общественными слушаниями по предыдущему проекту «Кокжайлау» экологам также было отказано в предоставлении ТЭО.
Тогда «Зеленое спасение» и несколько частных лиц подали иски в суд на акимат за непредоставление экологической информации, но проиграли.
Один из истцов, алматинец Сергей Соляник (Sergey Solyanik), прислал по моей просьбе комментарий по тому делу четырехлетней давности:
«В июне 2014 года мной был подан иск против Управления туризма г. Алматы за не предоставление копии технико-экономического обоснования (ТЭО) горнолыжного курорта «Кокжайлау». 7 апреля 2014 года мной был направлен запрос по ТЭО начальнику управления Жуламанову Б. Т., а 15 апреля получен отказ в предоставлении документа, обоснованный тем, что данная информация является служебной и технической и не относится к категории экологической информации.
В иске я сослался на пункт 18 решения Комитета по соблюдению Орхусской конвенции ECE/MP.PP/C.1/2005/2/Add.1 от 11 марта 2005 в отношении соблюдения Казахстаном обязательств по Орхусской конвенции в деле об информации, запрошенной у компании «Казатомпром», технико-экономическое обоснование подпадает под определение экологической информации: «Информация, запрошенная у компании «Казатомпром», в частности технико-экономическое обоснование проекта поправок, подпадает под определение, содержащееся в пункте 3 b) статьи 2 Конвенции».
22 июля 2014 года управление направило в суд отзыв на мое заявление, где ссылаясь на Постановление Правительства РК №541 от 26.05.2014 дало определение ТЭО и сослалось, что в законодательстве страны нет указания на обязательность размещения ТЭО в открытом доступе. 23 июля 2014 года Алмалинский районный суд №2 г.Алматы отказал мне в удовлетворении заявленных требований.
Ситуация с ТЭО проекта «Кок-Жайляу» повторяется. Очевидно, что чиновники г. Алматы не только игнорируют положения международного соглашения, ратифицированного страной, но и произвольно трактуют законодательство Казахстана. Нежелание опубликовать очередное ТЭО проекта может говорить лишь о его экономической несостоятельности, что было с предыдущей версией, раз его боятся показать общественности и независимым экспертам» (конец комментария).
После этого была направлена жалоба в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции.
Спустя три года, летом 2017-го, Комитет признал нарушения Орхусской конвенции казахстанскими властями в проекте «Кокжайлау».
МАТЁРЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ
И вот теперь г-н Нуров не только проигнорировал обещание своего непосредственного начальника (управление туризма является учредителем ТОО «AMR»), выставив его человеком, который не держит слово.
Кроме того, Наиль Фаридович единолично решил еще раз, причем на том же проекте, нарушить обязательства Казахстана по соблюдению Орхусской конвенции.
Матёрый человечище, что уж там говорить.
Экологи и общественники предпринимают ответные действия. Об их результатах я вас обязательно проинформирую.
ВАШЕ ПРИСУТСТВИЕ НА СЛУШАНИЯХ МОЖЕТ СТАТЬ РЕШАЮЩИМ
Напоминаю, что общественные слушания по проекту «Кокжайлау» состоятся 19 октября 2018 года у черта на рогах. Конкретно: Алматы, микрорайон. Алгабас-1, дом 5, AlmatyArtCenter, зал «Nomads», вход со стороны Атлетической деревни. Начало в 10.00.
Предварительную заявку на участие в слушаниях можно подать по телефону +7 708 123-08-71. Я сегодня зарегистрировался.