В Алматы на встрече с журналистами активисты инициативной группы «Сохраним Кок-Жайляу» презентовали альтернативные проекты обустройства урочища Кок-Жайляу. Вместо превращения его в горнолыжный или «всесезонный» курорт, как планирует акимат г.Алматы, защитники урочища предлагают благоустроить легендарное место с минимальными затратами и минимальным антропогенным воздействием на природу.
По мнению членов инициативной группы самый минимальный — и оптимальный — вариант предусматривает создание близкого к естественному, но удобного для посещений места отдыха для горожан и туристов. Для этого надо, в первую очередь, вернуть урочищу статус особо охраняемой природной территории в составе Иле-Алатауского национального парка, считают защитники Кок-Жайляу.
Дмитрий ЖУКОВ, соавтор проекта, финансист:
«Проект предусматривает оборудование троп, что позволит снизить разрушающее воздействие посетителей и упростит навигацию. Для этого надо использовать местные камни и щебень, на отдельных участках допускается возведение деревянных ступеней и лестниц. Так же необходим дренаж из булыжников и скрытых труб в местах размывов. Таблички и указатели играют нужную роль и должны быть расставлены на всех тропах и на местах возможных развилок и тупиковых ответвлений».
В точках притяжения, где люди проводят больше времени, чем обычно: обзорные места, места привалов, родники и водопады, защитники Кок-Жайляу предлагают укрепить грунт, создать дренаж или деревянный помост. В отдельных случаях предусматривается создание ограды из природных материалов.
Согласно проекта, в районе остановки общественного транспорта необходимо оборудовать информационный центр, где должны располагаться туалеты, магазин, кафе и пр. В информационном центре должна вестись регистрация выхода посетителей на маршрут «Кок-Жайляу», что позволит быстро оказать помощь в случае ЧС.
Решение проблем с мусором на плато, по мнению инициаторов проекта, должно лежать на специальной службе национального парка. В их обязанности может входить патрулирование местности, работа с туристами и профилактика. Сам мусор с территории плато должен уноситься вниз самими посетителями.
Ажар ДЖАНДОСОВА, исполнительный директор ОФ «Тауасар»:
«Мы должны понимать, что наличие столь уникального ландшафта, фактически, в черте города, есть само по себе удивительное преимущество и богатство, и главная задача: сохранить его и сбалансировать рекреационный и экологический эффект».
Сторонники сохранения природного богатства Кок-Жайляу отметили, что допускают и второй альтернативный вариант – как максимально допустимый. Он предусматривает конный и конно-санный маршрут подъёма-спуска с оборудованием инерционного страховочного троса или электролебёдки на крутых участках, подготовку параллельного санного и лыжного спуска на ряде участков дороги, но без инвазивного воздействия на грунт. Так же можно установить вдоль подъема — но не на вершине плато — юрты, как места отдыха. В юго-восточном кармане плато предлагается создание небольшого (протяжённостью 100-200м) санно-лыжного подъёмника на экологичном топливе. Это будет участок активного отдыха для детей.
Обустройство Кок-Жайляу по максимальному варианту может обойтись максимум в 350-370 млн тг, что что в 230 раз меньше текущих планов акимата.
Отдельно необходимо заложить расходы по демонтажу уродливой электроподстанции, уже построенной в урочище, считают авторы проекта.
Активисты также подчеркнули, что значительно более важным, чем физическое оборудование эко-курорта в любом варианте, представляется создание долговременных условий его сохранения и эволюции. Поэтому, требуется выработать постоянный механизм мониторинга экосистемы учёными и создать попечительский совет из эко-энтузиастов, которые будут управлять сохранением урочища по актуальным правилам, следить за качеством троп, устраивать просветительские мероприятия.
Варианты благоустройства ущелья Кок-Жайляу могут отличаться от приведенных, считают активисты. Но основные принципы должны быть неизменны: недопустимость использования любого моторизованного транспорта, недопустимость любого строительства, недопустимость изменения ландшафтов, приоритет экосистемы над нуждами курорта. Важно также любые работы в урочище проводить в соответствии с законодательством РК и учитывать, что на это тратятся бюджетные деньги.
Вадим НИ, председатель Экофорума общественных организаций Казахстана:
«Сейчас проект по строительству на Кок-Жайляу разрабатывается с целым рядом нарушений законодательства. Нарушены условия по госзакупкам ТЭО, в частности изменено функциональное назначение объекта с горнолыжного курорта на горный курорт, производился дополнительный закуп без тендера. Не предоставлен доступ к экономическим расчетам ТЭО, результатам независимой оценки ТЭО, оплаченной за счёт средств бюджета».
Дополнительная информация
Ажар Джандосова +7777213 0560
Azhar.jandossova59@gmail.com
Справка: Урочище Кок-Жайляу – одно из самых любимых и доступных мест эко-отдыха и туризма алматинцев и гостей города. Оно находится «в изголовье» г. Алматы и простирается с востока на запад, соединяя Малое и Большое Алматинские ущелья. Протяженность – 15 км, общая площадь – больше 1 тыс. га.
Урочище Кок-Жайляу до 2014 года входило в состав Иле-Алатауского национального природного парка, который был создан в 1996 году для сохранения уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау.
Флора природного парка насчитывает 811 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана. Фауна представлена более 1700 видами животных, в Красную книгу занесены 13 видов птиц и 8 видов млекопитающих. Здесь произрастает Яблоня Сиверса – прародительница всех яблонь на земле, обитает снежный барс.
Кто и что собирается строить на Кок-Жайляу?
Власти Алматы планируют построить на Кок-Жайляу спортивно-развлекательный комплекс, включающий в себя: горнолыжный курорт, гостиницы, рестораны, ледовый каток и танцплощадки. Как говорят реализаторы проекта, это будет такая «улица Панфилова на высоте 2300 м». Предполагается также строительство гондольной дороги Медео-Кок-Жайляу. Начало строительства запланировано на апрель 2020, открытие 1 очереди курорта — 1 декабря 2021.
Стоимость проекта составляет 230 млн. долларов США, это 89,5 миллиардов тенге государственных денег.