Какие сюрпризы ждут нас на новом суде между партнерами по разработке проекта горного курорта «Кокжайлау»
СУДЬЯ ЗАБОЛЕЛ
На 10 часов утра четверга, 13 декабря, в Медеуском суде Алматы было назначено начало рассмотрения иска директора ТОО «Almaty Mountain Resorts» (AMR) Наиля Нурова к директору ТОО «ГеоДата Плюс» Людмиле Кузнецовой.
Увы, случился фальстарт: заболел судья. И о дате заседания теперь станет известно, когда он выйдет с больничного.
Тем не менее, поговорить есть о чем.
АКТ ПЕРВЫЙ
Напомню, оба ТОО являются членами консорциума по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства курорта «Кокжайлау».
Само ТЭО пока не сдано на государственную экспертизу. Как сказал недавно г-н Нуров, оно дорабатывается с учетом замечаний, сделанных на общественных слушаниях 4 ноября и присланных позже на почту заказчика – управления туризма города Алматы.
Партнеры уже судились нынешней осенью.
В сентябре Л. Кузнецова подавала иск к ТОО «Almaty Mountain Resorts».
В исковых требованиях она обвиняла ответчика в некомпетенции, бездействии, невыплате денег за сделанную работу, непредоставлении исходных документов – правоустанавливающих актов на землю курорта и связанных с ним участков.
AMR выдвинул встречный иск — обязать ТОО «ГеоДата Плюс» провести общественные слушания по ПредОВОС строительства горного курорта (хотя по нормативным актам их должны проводить местные органы власти, а не коммерческие организации).
Специализированный межрайонный экономический суд Алматы принял соломоново решение и отклонил оба иска в полном объеме.
4 декабря Л. Кузнецова подала апелляционную жалобу на решение СМЭС в городской суд Алматы.
АКТ ВТОРОЙ
Поводом для нового иска Наиля Нурова стало заявление, которое Людмила Кузнецова сделала в ходе первого суда.
Истец просит суд:
1. Признать не соответствующей действительности информацию, которая содержится в заявлении Л. Кузнецовой, сделанном в ходе судебного процесса между ТОО «ГеоДата Плюс» и ТОО «Almaty Mountain Resorts» 24 октября 2018 г. в СМЭС г. Алматы.
2. Обязать Кузнецову Л. А. дать опровержение по ранее озвученному заявлению о том, что Нуров Н. Ф. якобы требовал от нее так называемый «откат».
Для меня предстоящий процесс интересен по нескольким причинам.
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Причина первая – в исковом заявлении фигурирует моя фамилия.
В качестве источников информации, где прозвучала тема «отката», истец называет, во-первых, мой пост в фейсбуке
(см. «Бомба для гендиректора» от 24 октября:), где я привел заявление Л. Кузнецовой полностью.
А во-вторых, мою статью в «Новой газете» от 22 ноября под заголовком «Бумажная война за Кок-Жайляу», где был такой абзац:
«Кульминацией гражданского процесса в экономическом суде стало заявление Людмилы Кузнецовой: она обвинила директора AMR Наиля Нурова в том, что тот в начале совместной деятельности требовал от нее «откат» в размере 20 млн тенге. (Для сведения:
разработка ТЭО стоит около 200 млн тенге, или приблизительно $600 тыс.
на дату заключения договора.) На моей памяти это первый случай, когда по поводу «отката» вынесли сор из избы».
БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО
Вторая причина. Иск г-на Нурова я считаю беспрецедентным, поскольку не припомню, чтобы в нашем суде разбирались дела, связанные с требованием «отката».
Потому что такое в принципе невозможно в нашем государстве, свободном от коррупции.
Недаром заявление Кузнецовой вызвало нулевую реакцию как в суде 24 октября (судья Ашимханова вообще не стала его рассматривать: наверное, решила, что ослышалась), так и позже в управлении туризма, которое является учредителем AMR, и в акимате.
Даже г-н Нуров обратился в суд лишь спустя месяц после заявления. И то из-за того, что в заявлении задето его имя.
НЕ ТРЕБУЕТ ОПРОВЕРЖЕНИЯ – ЗНАЧИТ, СОГЛАСЕН?
Причина третья. Исковых требований два — признать информацию не соответствующей действительности и дать опровержение по «откату».
Но заявление Л. Кузнецовой большое, там не только про «откат».
Приведу отрывки:
«Нуров стал активно лоббировать интересы казахстанского представительства австрийской компании ILF, заведомо давая акиму (города Алматы Б. Байбеку. – В. Б.) информацию, порочащую наших французских партнеров (субподрядчик «ГеоДаты Плюс», компания «Dianeige S. A.» – В. Б.)… Он стал активно продвигать свою компанию уже в эксперты по проекту. И в двадцатых числах апреля 2018 года это ему удалось».
«За всё время проектирования Нуров постоянно давал ложную информацию о нас и наших французских партнерах акиму и его сотрудникам, самоустранился от исполнения работ по продвижению ТЭО, давал непрофессиональную информацию СМИ и третьим лицам».
«Заявление представителя ТОО «АМR» (юриста Данияра Джунусова. – В. Б.) о том, что они беспокоятся о проекте, о расходовании бюджетных средств, является не более чем введением всех в заблуждение». И т. д.
Причем директор «ГеоДаты» передала суду документы, подтверждающие, как она считает, ее слова.
Отсюда вопрос: информацию, изложенную в заявлении, нужно признавать «не соответствующей действительности» всю или только в части «отката»?
И если Наиль Нуров требует опровержения только по одному пункту, то, значит, по другим он возражений не имеет?
Очевидно, все эти непонятки и предстоит прояснить суду.
ИСКИ И РИСКИ
Четвертая причина. Я присутствовал в суде 24 октября, когда Л. Кузнецова зачитала заявление (впрочем, был и на остальных заседаниях). Для меня оно стало, мягко говоря, сюрпризом, а твердо говоря – сенсацией.
Расценил этот шаг генпроектировщика как очень рискованный. Хотя Людмила Антоновна представила суду доказательства своих слов (и я их в фейсбуке приводил) и, возможно, в новом процессе представит новые. Вопрос в том, сочтет ли их суд убедительными.
В иске Наиля Фаридовича тоже кроются риски. Да, у нас самый гуманный суд в мире, а над головой г-на Нурова самые современные натяжные потолки, не дающие протечки.
Однако существует же ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ возможность, что суд отклонит его исковые требования.
В таком случае заявление об «откате» по умолчанию окажется соответствующим действительности.
А тогда г-ном Нуровым должны будут уже заинтересоваться самые справедливые и компетентные органы.
Понимаю, что это сказочный исход. Но с детства помню песню:
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
Как бы то ни было, предстоящий процесс готовит нам немало «открытий чудных». С нетерпением буду ждать его начала.
Хотя я уже вознагражден. Поскольку получил неопровержимые доказательства, что мой фейсбук читает сам Наиль Фаридович Нуров.