В акимате Алматы презентовали мастер-план горного кластера – на следующий день после того, как был подписан договор на его разработку
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ И В ЭПИЗОДАХ
25 июля в акимате южной столицы состоялось расширенное совещание по развитию горного кластера города Алматы и Алматинской агломерации.
Всего участников было 26 человек. Назову только некоторых:
— замакима Асель Жунусова (сам аким Байбек находится на отдыхе в турецком Бодруме, по крайней мере, его там видели неделю назад, в день убийства Дениса Тена. – В. Б.);
— руководитель управления туризма и внешних связей города Максат Кикимов;
— зампред нацкомпании «Kazakh Tourism» Тимур Дуйсенгалиев;
— директор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров;
— директор ТОО «Туристский информационный центр» (знакомый нам «VisitAlmaty.kz». – В. Б.) Камила Лукпанова;
— и. о. руководителя управления туризма Алматинской области Аркау Шантаев (сама руководитель Жанар Алчимбаева, судя по ее странице в фейсбуке, в отпуске. – В. Б.);
— региональный представитель компании «Masterconcept» Аскар Валиев.
Это главные действующие лица. Еще были депутат маслихата, бизнесмены от туризма, альпинист, общественник, эксперты.
ПАРТИЗАНСКИЙ ТЕНДЕР
Tengrinews.kz пишет об этом совещании так:
«В Алматы приступили к разработке мастер-плана по развитию горного кластера Алматы и Алматинской области. Документ предусматривает развитие горнолыжных курортов, горных троп для хайкинга, велосипедных маршрутов и треккинга общей протяженностью более 500 километров с их оцифровкой. Предполагается, что мастер-план охватит такие горнолыжные курорты и базы, как «Шымбулак», «Табаган», «Лесная сказка», «Ак булак», «Тау парк», «Алматау» и другие.
Документ начали разрабатывать акиматы Алматы и Алматинской области, Иле-Алатауский национальный парк, компании «Казах туризм» и «Мастерконцепт»» (конец цитаты).
Коллеги из «Тенгри», наверное, не очень в теме.
Мастер-план начали разрабатывать по-партизански. В июне акимат Алматы (точнее, управление туризма) втайне от партнеров объявило тендер на его разработку. Об этом я писал 24 июня в посте «Байбек проектирует кластер на землях Баталова».
Это стало сюрпризом и для областного акимата, и для нацкомпании «Kazakh Tourism»: обе организации узнали о проводимом конкурсе… из моего фейсбука. Что подтвердила руководитель областного управления туризма Жанар Алчимбаева. Она направила письма мне и тогдашнему начальнику городского управления туризма Ерлану Жайлаубаю (см. мой пост «Преждевременный тендер» от 26 июня.
Судя по всему, скандал из этого поднимать не стали и решили показать мастер-план всем заинтересованным сторонам.
Но чиновники из городского акимата кое-чего не учли…
СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «МАСТЕРКОНЦЕПТА»
Дело в том, что тендер на разработку мастер-плана горного кластера завершился накануне совещания, 24 июля. Как я неоднократно предсказывал, в результате «закупки из одного источника» подряд достался ТОО «Almaty Mountain Resorts», «дочке» управления туризма. Хотя тут Нострадамусом быть не надо.
В тот же вторник, 24 июля, был подписан договор между и. о. руководителя управления Сагынбеком Бекмагамбетовым (прежний начальник Жайлаубай 13 июля покинул пост, а новый, Кикимов, официально еще не утвержден) и гендиректором ТОО «AMR» Наилем Нуровым (см. скриншот 1).
Срок исполнения работ — июль 2018 года (планируемый), 15 ноября 2018 года (по договору): см. скриншот 2.
Сумма лота – ровно 100 миллионов тенге без каких-то тиынов (включая НДС).
Теперь внимательно следите за стахановскими движениями нашего акимата.
Еще одна цитата из заметки Tengrinews.kz:
«По словам регионального представителя компании «Мастер-концепт» (участие этой австрийской фирмы в проекте я тоже прогнозировал. – В. Б.), специализирующейся на разработке мастер-планирования, Аскара Валиева, при разработке мастер-плана были учтены самые основные нужды для развития полноценного горного кластера».
«При разработке… были учтены». Значит, разработка уже началась?
Я вам больше скажу. Как сообщил мне один из участников совещания, Аскар Валиев продемонстрировал собравшимся презентацию мастер-плана!
Они, что ли, за ночь, прошедшую с момента подписания договора, ее нарисовали? А ведь это сложная масштабная работа: кластер раскинется от Каскелена до Тургеня.
Меня терзают смутные сомненья, что разработка мастер-плана началась задолго ДО не только заключения договора, но и начала тендера.
Ну ОК, поверим, что в «Мастерконцепте» работают энтузиасты, взявшиеся за проект безвозмездно, то есть даром, заручившись честным купеческим словом Наиля Фаридовича или кого там из акимата, что «тендер стопудово будет наш и деньги вы получите, а сейчас бы побыстрее». Ведь чьим же тендеру еще быть?
На совещании австрийскую компанию «Мастерконцепт» аттестовали как «партнера» ТОО «Almaty Mountain Resorts». Правда, не уточнили, выступает ли она в качестве подрядчика или участника консорциума.
Однако печалька заключается в том, что в документах тендера, выложенных на портале госзакупок, эта компания не фигурирует НИ В КАКОМ КАЧЕСТВЕ. Ее там просто нет.
ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ
Повторяется история с тендером на разработку ТЭО курорта «Кокжайлау». Он завершился в ноябре прошлого года, договор с управлением туризма подписал всё тот же Наиль Нуров.
21 февраля уже этого года на круглом столе по КЖ нам представили генпроектировщика – ТОО «ГеоДата Плюс». Точнее, его гендиректора Людмилу Кузнецову.
Я тогда спросил:
«Какая «ГеоДата»? Ее ни в каких тендерных документах нет!»
И впервые услышал от г-на Нурова, что «AMR» выступает с «ГеоДатой» в консорциуме. И что это портал госзакупок некорректно отразил документы.
Спустя три месяца, 21 мая, Наиль Фаридович по устному запросу прислал мне и консорциальное соглашение, и доверенность от «ГеоДаты» на выполнение «AMR» разных «активностей», и даже сведения о субподрядчике – французской компании «S. A. Dianiege», которая, собственно, и исполняет концепцию курорта. А так бы я и не знал.
КАК НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА СТАЛО ОБЩИМ МЕСТОМ
Почему же ничего этого не было на портале госзакупок в случае с ТЭО и нет сейчас, когда прошел конкурс по мастер-плану?
Я уже писал как-то об этой проблеме: чего ни хватишься на портале – ничего нет, никаких документов, одни пустые шаблоны.
Знающие люди тогда написали мне в личку: «Эти скриншоты и документы идут как шаблоны. Настоящая заявка видна только заказчикам и тем, кто подал заявку. Документы, которые представило АМR, доступны только заказчику и другим потенциальным поставщикам».
Между тем, в пункте 2 статьи 2 закона о госзакупках указано, что потенциальным поставщиком может быть, в том числе, «временное объединение юридических лиц (КОНСОРЦИУМ)».
А пункт 6 статьи 9 «Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику» гласит:
«Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение СУБПОДРЯДЧИКОВ (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи».
Кстати, на портале goszakup.gov.kz в перечне раздела «Документация» есть и соответствующая графа:
«Приложение 10 (Сведения о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг)) / Документы по квалиф. требованиям Субподрядчиков».
В тендере по мастер-плану горного кластера эта графа пустует. Ни о каком консорциуме тоже ни слова.
Иначе говоря, если г-н Нуров выступает с кем-то в консорциуме, то в тендере консорциум и должен фигурировать. А если партнер выступает субподрядчиком – он обязан его указывать.
А если уж так «исторически склалося», что настоящая заявка видна только участникам сделки и не видна никому другому, тогда давайте перестанем другу другу пудрить мозг и поздравим себя, что положили болт с огромным прибором на статью 4 «Принципы осуществления государственных закупок» этого закона, где в пункте 4 говорится об «ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ процесса государственных закупок».
ДЫРЯВОЕ ПРИКРЫТИЕ
Что вообще всё это значит применительно к горному кластеру? Попытаюсь суммировать.
В июне АО «НК «Kazakh Tourism» представило правительству «Карту туристификации Казахстана». В числе Топ-10 инвестпроектов значился «Горный кластер Алматинского региона».
Акимат Алматы, чуя жирный пирог, подсуетился и втихаря от партнеров решил разработать мастер-план, выбрав для этих целей – без намека на состязательность – одну-единственную австрийскую компанию «Мастерконцепт».
Для вида провел тендер на РАЗРАБОТКУ мастер-плана.
И НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ после заключения договора «партнер», не проходящий ни по каким публичным документам, представил уже готовую презентацию этого мастер-плана на совещании в акимате.
Иначе говоря, и замакима Асель Жунусова, руководящая управлением туризма, и само управление, и гендиректор AMR Наиль Нуров коллективно презрели мало-мальские приличия в соблюдении конкурсных процедур.
И в очередной дали нам понять, что система госзакупок в Казахстане является ПРОФАНАЦИЕЙ. Жалким дырявым прикрытием для схем, при которых акиматы самовольно, забив на конкуренцию, распоряжаются государственными средствами по своему усмотрению.
Какую приятность для себя они с этого имеют – гадать не стану, ибо не имею прямых доказательств.
Конечно, обо всём этом мы и без них знали. Но когда фиктивность тендеров открыто демонстрируют сами чиновники – получается куда убедительнее, чем досужие разговоры вокруг да около.
ПРОЕКТ «КОКЖАЙЛАУ» СНОВА СТАЛ ФИГУРОЙ УМОЛЧАНИЯ
А что же наш любимый проект «Кокжайлау»? Куда он подевался? Не захворал ли?
Наиль Фаридович обещал нам публичные слушания в августе. Остался месяц, а общественность еще и в глаза не видела концепцию курорта.
Впрочем, он много чего сулил. Например, что сайт kokjailau.kz с подробным концептом запустят в середине июня. Каждый день вбиваю доменное имя в поиск и вижу одно и то же: «Не удается получить доступ к сайту» (см. скриншот 3). Значит, не сделали еще ресурс. А уже конец июля.
Еще Нуров сроки сдачи ТЭО дважды переносил: сначала с 30 апреля на 15 июня, а потом на 15 сентября.
И вот такому ответственному товарищу, хозяину своему слову (захотел – дал, захотел – обратно взял, или забыл, что слово давал), доверили управление гораздо более грандиозным проектом. Горным кластером.
Стоимостью почти 200 миллиардов тенге, или примерно 580 миллионов долларов.
Притом что этот незаменимый товарищ не завершил проект менее грандиозный – ТЭО курорта «Кокжайлау».
А чему тут удивляться? Это Казахстан, дедка Вадька.
Так что же всё-таки с КЖ? В течение лета он превратился в некую фигуру умолчания, подернулся паутиной тайны, как оккультный проект «Аненербе»: почти два месяца о нем ни слуху ни духу.
На совещании, о котором идет речь, «Кокжайлау» упомянули лишь вскользь, через запятую: курорт запланирован в кластере.
На маунтфоруме, прошедшем 20 июля на Чимбулаке, о нем вообще никто не сказал ни слова.
Может, решили не строить в урочище? Хорошо бы. Да только верится с трудом.
И я уже пугаюсь, каких сюрпризов ждать с этого фронта.
ГОРДОСТЬ И ГОРДЫНЯ
Вернемся к тендерам. Догадываюсь, откуда у чиновников городского акимата презрение к правовым формальностям. От чувства безнаказанности.
Я часто слышу, что это чувство расцвело в акимате южной столицы, так как будто бы была команда силовикам: «Байбека и его людей не трогать!»
Не знаю, так это или нет. Но косвенно возможность такого приказа подтверждается тем, что за последние три года, что ББ в кресле акима, в мегаполисе не зафиксировано ни одного крупного коррупционного скандала. Тогда как в других регионах «борьба с коррупцией» идет с перевыполнением плана.
Однако у нас такая страна, что сознание личной безопасности и неприкасаемости кончается раньше, чем ждешь. Причем внезапно. Как дождь в жару.
Вундеркинд Куандык Бишимбаев тоже в любимчиках ходил. И где он сейчас?
Я к тому, что погода имеет неприятное свойство меняться по непредсказуемым причинам. Так и акиматовских в один прекрасный/ужасный день строгие люди могут спросить: а почему в процессе государственных закупок вы не следовали букве закона?
Чем опасно чувство собственной безнаказанности? Это ведь часть гордыни.
Один умный человек объяснил мне, чем она отличается от гордости.
— Гордость ты всегда можешь засунуть в одно место, — сказал он. – А гордыня засунет в это место тебя самого.