Еще до начала застройки урочища на нее уже потрачено от 64 до 70 миллионов долларов

* * *

 

ДРУЗЬЯМ – ВСЁ, ОСТАЛЬНЫМ — ЗАКОН

Во второй части расследования я обещал вам рассказать кое-что интересное об электроподстанции, строящейся в урочище со стороны гостиницы «Кумбель» для нужд будущего горнолыжного курорта «Кокжайлау», который на днях превратился в «горный парк».

27 ноября 2013 года Алматинский горакимат своим постановлением №4/1024 «О проектировании, строительстве и реконструкции объектов города Алматы» принял решение строить много чего, в том числе подстанцию.

Как видно из паспорта объекта (см. фото 1), стройка началась в III квартале 2014 года. То есть в июле (если быть точным – 11-го числа). Причем началась довольно резво: к следующему месяцу уже вырыли котлован.

А 10 августа 2014-го, как рассказала мне Ажар Джандосова, защитники Кокжайлау провели на дне котлована акцию против строительства подстанции (см. фото 2).

2 декабря 2014 года правительство РК специально «под курорт» принимает постановление № 1267 «О переводе отдельных участков земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса города Алматы для строительства и функционирования объекта туризма».

Что всё это значит?

За год ДО постановления правительства акимат решает строить городской объект на особо охраняемой территории Иле-Алатауского национального природного парка, который подведомствен комитету лесного хозяйства Минсельхоза.

В середине 2014 года, почти за полгода ДО правительственного документа, по заказу управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы начинается строительство подстанции.

А по заказу городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог – прокладка асфальтовой дороги в урочище со стороны улицы Дулати.

Иными словами, Алматинский акимат времен Есимова, не дождавшись даже, пока крупный участок парка по постановлению перейдет в «земли запаса» города, вовсю хозяйничал на землях республиканского подчинения, как у себя дома.

Наверное, Ахметжан Смагулович посчитал себя выше ведомства, которое некогда возглавлял.

Кстати, председатель Экологического общества «Зеленое спасение» Sergey Kuratov говорил мне, что они неоднократно оспаривали в суде незаконность строительства дороги, но, увы, ничего не добились.

Меня это не удивляет. В одной соседней дружественной стране давно действует правило: «Друзьям – всё, остальным — закон». Оно вполне применимо и к Казахстану.

Однако предлагаю не принимать его как данность, спущенную с небес. И запомнить, что подстанция и дорога изначально строились вопреки закону.

А на гнилом, с точки зрения права, фундаменте вряд ли может вырасти что-нибудь благое и устойчивое.

В КАКУЮ СУММУ ОБОШЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДСТАНЦИИ?

На удивление, цифры, приведенные в письме замакима Алматы Р. Тауфикова в Минсельхоз от 11 ноября 2015 года (см.: http://esgrs.org/wp-cont…/…/2015/12/letter7078-akimat-KJ.pdf и скриншот) и в пояснительной записке, которую директор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров предоставил редакции informburo.kz в мае 2018 года (см. таблицу), — почти сходятся.

Цитата из письма Р. Тауфикова: «1. Строительство сетей электроснабжения (подстанция 110/10-10 кВ: начато строительство здания, залит фундамент, закуплено оборудование). В 2014 году выделены и освоены средства в размере -1,3 млрд. тенге. В 2015 году выделено — 2,9 млрд. тенге, освоено 2,8 млрд. тенге».

Итого: 4,2 млрд тенге.

По данным Н. Нурова, в те же годы на строительство электрической подстанции было выделено 4 млрд 231 млн 896 тенге.

Попробую перевести эти суммы в доллары, хотя отдаю себе отчет в том, что итог будет приблизительным: в 2014-2015 гг. было две крупных девальвации, и курс тенге неуклонно стремился вниз.

Итак, в 2014-м среднегодовой курс тенге к доллару составлял 179,19 тг/$1, в 2015-м – 221,73 тг/$1. (Данные взяты из книги Олег Червинский (Oleg Chervinsky) «Черная кровь Казахстана»; в свою очередь, автор опирается на справку, представленную ему департаментом исследований и статистики Нацбанка РК.)

Получаем: в 2014 году на подстанцию израсходовано $7,25 млн, в 2015-м — $13,08 млн.

Плюс к этому, в 2017-2018 гг., по данным Нурова, на подстанцию направлено еще 4 млрд 299 млн 672 тыс. тенге. Если исходить из курса 320 тг/$1, это будет $13, 43 млн.

Суммируем – выходит $33,76 млн.

Я журналист, а не энергетик, поэтому предоставлю специалистам оценивать, разумна ли смета либо завышена.

Для наглядности публикую фото коробки подстанции, которое сделал в январе этого года, когда поднимался на Кокжайлау (фото 3). С тех пор, увы, там не был и не знаю, на каком этапе сейчас строительство.

По крайней мере, завершено оно должно быть, согласно паспорту объекта, в IV квартале 2018 года.

ПО ВТОРОМУ КРУГУ

Правда, мне прислали снимок еще одного паспорта этого же объекта, где окончание строительства указано IV кварталом 2015 года (фото 4).

А по другому документу (уведомление о начале производства строительно-монтажных работ), подстанция должна была быть введена в эксплуатацию 11 января 2016 года (см. скриншот).

Как писал Р. Тауфиков, в 2014-2015 гг. ВСЕ необходимые средства на возведение объекта были выделены и, за исключением

100 млн тенге из 4,2 млрд, освоены.

Но тогда это означает, что в 2017-2018 гг. акимат, выделив на подстанцию еще 4,3 млрд тенге, профинансировал ее строительство ПО ВТОРОМУ КРУГУ?

Или я чего-то не понимаю? Может, Наиль Фаридович мне объяснит?

КТО СТРОИТ ПОДСТАНЦИЮ?

Выяснить это оказалось нетрудно. В обоих паспортах объекта написано: «Подрядчик – ТОО «Завод «Электрокабель».

«В 2002 году Чикаевым Тавабиром Хайрулаевичем была создана производственно-строительная компания «Завод Электрокабель» и под его руководством успешно работает на энергетическом рынке Казахстана», — это цитата с персонального сайта Тавабира Хайрулаевича http://chikaev.kz/ . Там можно прочесть, какой г-н Чикаев заслуженный человек, сколько у него и его завода наград и достижений (см. скриншот первой страницы сайта).

Не успел я порадоваться, что хоть один объект проекта «Кокжайлау» оказался в надежных руках, как меня озадачила маленькая деталь.

По документам г-н Чикаев не является ни учредителем, ни руководителем завода «Электрокабель».

 

 

Согласно справке Минюста РК, учредитель этого ТОО — Чикаева Нармина Тельмановна, мать пятерых детей, супруга Тавабира Хайрулаевича. Первый руководитель – Артеменко Борис Владимирович. А сам г-н Чикаев по факту – наемный работник у кого-то из них.

«Вот ты прикопался! – упрекнут меня бывалые люди. – Подумаешь, человек на жену завод записал. Да у нас сплошь и рядом такое».

Знаю. Сам давно тут живу. И ничему не удивляюсь. Публикую просто для сведения. С пожеланием Тавабиру Хайрулаевичу, чтобы его должности, указанные на персональном сайте, не противоречили тем, что приведены в учредительных документах компании.

А то ведь кто-нибудь другой может прикопаться.

Если же кто-то надумает упрекнуть меня в разглашении коммерческой или еще какой тайны, отвечу так: эта компания получила государственные подряды на общую сумму 8 млрд 461 млн 568 тыс. тенге (по данным Нурова). Или, как мы выяснили, на 33 с лишним миллиона долларов.

Маргарет Тэтчер говорила: «Нет никаких государственных денег – есть только деньги налогоплательщиков».

Поэтому они имеют право знать всё о том, кто, как и куда тратит их деньги.

ГДЕ КОЛЛЕКТОР С ГАЗОПРОВОДОМ?

Письмо замакима Р. Тауфикова оказалось для меня воистину «золотым дном». На одной страничке – столько увлекательной информации. Вот еще цитата:

«2. Проект «Строительство канализационного коллектора для ГЛК, получено заключение Госэкспертизы, протяженность трассы – 20 км. Предварительная стоимость проекта — 1 млрд 318 млн тенге.

3. Проект «Строительство наружных сетей газоснабжения для ГЛК «Кокжайлау» — предварительная стоимость строительства – 900 млн. тенге, на стадии выдачи заключения Госэкспертизы (декабрь 2015 г.),
протяженность трассы – 20 км» (конец цитаты).

Кто-нибудь слышал, что на Кокжайлау проложили канализационный коллектор и сети газоснабжения? Нет?

Вот и Наиль Нуров, похоже, не слышал: в таблице, составленной по его пояснительной записке, ни о чем подобном речи нет. Буквально ни одной цифры.

«Итого бюджетных средств ЗАТРАЧЕНО (выделено мной; имеется в виду, затрачено на всё вместе: ТЭО и ПСД, подстанцию, газопровод и коллектор. – В. Б.)

– 8 млрд 68 тысяч тенге», — резюмирует Р. Тауфиков.

Раз деньги затрачены – значит, их больше нет. И они должны были превратиться в коллектор за 1,3 млрд тенге и газопровод за 900 млн тенге.

(В сумме — 2,2 млрд тенге, или $12,28 млн.)

А где то и другое? Нету? А где тогда деньги?

Еще раз повторю: я ничего не выдумываю и опираюсь только на официальные документы. Возможно, не владею всей полнотой информации. Но тогда прошу: предоставьте мне ее. Я охотно опубликую.

КОГДА ЗАМАКИМА ВЕШАЕТ ЛАПШУ МИНИСТЕРСТВУ

И еще пара самородков из письма Р. Тауфикова, которые я не сразу заметил: «Акимат города планирует использовать указанную территорию для размещения НЕКАПИТАЛЬНЫХ объектов этнической идентичности, в том числе ЭТНОАУЛОВ и др.» (выделено мной. – В. Б.).

Напомню еще раз: письмо датировано ноябрем 2015 года. Международный статус курорта еще в силе. Уже прошло почти три года, как в феврале 2013-го увидело свет резюме ТЭО проекта, где есть картинки будущей горнолыжной деревни (см. эскиз). Коттеджи в которой будут иметь бетонный фундамент. А в фундамент подстанции, согласно его же письму, бетон уже залит.

Тогда о каких некапитальных объектах он говорит? О юртах в этноауле?

Можно еще понять, когда чиновники крутят мозг общественности. По их мнению, пипл по определению должен верить всему, что они плетут.

Но когда заместитель акима (Байбека, между прочим) вводит в заблуждение целое ведомство, в данном случае Минсельхоз, — это за гранью моего разумения.

ПЯТАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ЭТНОАУЛ

Кстати, «этноаул» — уже пятая концепция застройки Кокжайлау, о которой мне довелось слышать.

Вспомним все поименно в хронологическом порядке:

1. Международный горнолыжный курорт (при Есимове).

2. Этноаул (рожден в голове Тауфикова и перенесен в письмо).

3. Городской ГЛК (при Байбеке, с 2017 года).

4. Социальный детский горнолыжный курорт (хотелка Наиля Нурова; «Моя команда хочет иметь здесь детский курорт», — сказал он на круглом столе 21 февраля 2018 года).

5. Горный парк с танцплощадкой (концепт озвучен тем же Нуровым в интервью informburo.kz 15 мая 2018 года).

Какая концепция – следующая?

ВСЕ МОЗГИ РАЗБИЛ НА ЧАСТИ, ВСЕ ИЗВИЛИНЫ ЗАПЛЁЛ

Кстати, в комментариях под предыдущей частью моего расследования неожиданно появилась Людмила Кузнецова, руководитель проектной компании «Геодата Плюс», и оставила запись: «Делаю сейчас этот проект. Генпроектировщик».

Я попросил уточнить, что именно она проектирует — городской курорт или горный парк?

Она ответила: «Проектируем городской курорт с горнолыжной составляющей».

Но материалу с откровениями г-на Нурова на informburo.kz предпослан заголовок: «На Кок-Жайляу теперь планируют строить не курорт, а горный парк.

Он должен стоить 200 миллионов долларов».

И сам он в тексте говорит: «Кок-Жайляу – это место для большой, гостеприимной алматинской семьи, куда можно приехать, привезти гостей, попить чаю, не обязательно кататься на лыжах. Это не Куршавель, это не спортивный стадион».

Наверное, Наиль Фаридович искренне хотел прояснить ситуацию вокруг Кокжайлау.

Но лично мне он, как пел Высоцкий,

«все мозги разбил на части, все извилины заплёл».

ПОДБИВАЕМ БАБКИ

Впрочем, кое-что я выяснил. А именно – сколько примерно денег уже ушло на проект «Кокжайлау», хотя, судя по калейдоскопически меняющимся концепциям, еще нет единого мнения, что же там всё-таки хотят строить.

1. На ТЭО и ПСД 2012-2014 гг. – от $17,66 млн (оценка Тауфикова, переведенная в доллары) до $23,33 млн (оценка Нурова, переведенная в доллары). Эти деньги можно считать потерянными безвозвратно.

Плюс $600 тысяч – на ТЭО 2017-2018 гг. (Подробнее об этом – во второй части расследования.)

2. Дважды профинансированное строительство подстанции — $33,76 млн.

3. На коллектор и газификацию — $12,28 млн.

Итого: от 64 до 70 миллионов долларов!

О том, ради чего все эти траты и страсти, — в заключительной части расследования.