В Иле-Алатауском государственном национальном природном парке совершается экоцид
КОКЖАЙЛАУ В КОНТЕКСТЕ ПАРКА
В четверг, 28 июня, в Алматы, в офисе Бюро по правам человека и соблюдения законности, состоялась пресс-конференция экологического общества «Зеленое спасение».
Тема – «Проект ГЛК «Кокжайлау» в свете общей экологической ситуации в Иле-Алатауского национального парка».
Спикеры – руководитель общества Sergey Kuratov и менеджер по проектам Светлана Спатарь (Svetlana Spatar).
Показанная на прессухе презентация – плод трехлетних трудов. За это время экологи побывали во всех ущельях парка и отсняли массу фотографий, которые лучше тысячи слов демонстрируют катастрофическую ситуацию, сложившуюся на «особо охраняемых» природных территориях (ООПТ) Заилийского Алатау.
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ В РУКАХ НЕПРИЯТЕЛЯ
Куратов и Спатарь начали пресс-конференцию с разговора о законодательной базе.
На страже природы вроде бы должен стоять закон об ООПТ, принятый в 2006 году. Но за 12 лет в него просочилось 16 поправок, которые превратили природоохранный документ в антиэкологичный акт.
Спикеры перечислили эти законодательные пробоины.
1. Пункт 2 статьи 23 разрешает переводить ООПТ в «земли запаса» населенных пунктов. Причем это касается и участков, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта поправка, кстати, и позволила отрезать у Иле-Алатауского парка 1002 гектара урочища Кокжайлау.
2. Ограниченную хозяйственную деятельность на площадях нацпарков благословляет статья 47. Когда вы посмотрите снимки, то убедитесь, что, несмотря на «ограниченность деятельности», доступ к ней – неограниченный.
3. Статья 46-1 дает карт-бланш на строительство в нацпарках туристических объектов.
4. Пункт 2 статьи 46 открывает широкие возможности для узкого круга ограниченных людей арендовать особо охраняемые земли на срок до 49 лет. Фактически это приватизация, частная собственность.
5.Закон совершенно не предусматривает институт рейнджеров.
В результате такой «законодательной защиты» в 2018 году, по данным руководства самого парка,
52,8% его площади в 198 тысяч 669 гектаров было поражено «ограниченной хозяйственной деятельностью».
Вдумайтесь — больше половины! Контрольный пакет наших общих гор уже находится в руках частников и работает на чей-то карман.
КТО КРАЙНИЙ
Главные проблемы нацпарка сегодня такие:
— Захват земель.
— Заброшенные руины.
— Препятствия для туристов: шлагбаумы, заборы, колючая проволока.
— Мусорные свалки.
— Загрязнение водоемов.
— Выпас скота.
— Незаконное строительство.
Сергей Куратов говорит, что легче всего решается вопрос свалок. Сигнал – мусорную кучу убрали – виновных наказали. Причем, как отмечает Сергей Георгиевич, обычно под раздачу попадают сотрудники парка. И ни разу не было, чтобы привлекли тех, кто эти помойки устроил.
КРЕСТОВЫЙ ИНТЕРЕС ВЕРХНЕЙ ТУНДРЫ
«Зеленое спасение» называет причины планомерного уничтожения парка:
1. Отсутствие экологической политики в стране. Я бы сказал иначе: политика есть, но она АНТИэкологическая. В обществе, где на всех уровнях главной ценностью считаются деньги, их разработке и добыче подчинено всё. Включая национальное достояние. То есть природу.
2. Несовершенство законодательства. Разработка Экологического кодекса только еще идет. «Несовершенство» — это очень мягко сказано. Не думаю, что законодательство у нас несовершенное: оно намеренно такое кривое. Ибо поправки к закону (например, об отводе ООПТ в «земли запаса») принимаются под конкретный «крестовый интерес» обитателей «верхней тундры».
3. Вмешательство исполнительных органов в деятельность парка. Скажем, Иле-Алатауский расположен на территории Алматы и области. Но Алматинский акимат считает: раз часть парка расположена в черте города, то этой частью можно распоряжаться как своей. Между тем, это широко распространенное, но заблуждение. Пункт 6 статьи 108 Земельного кодекса прямо говорит: «Включение земельных участков в черту города, поселка, села не влечет прекращения права собственности или права землепользования на эти участки».
4. Общественность отстранена от решения экологических вопросов в парке.
FINGER-POINTING
Спикеры не назвали ни одной фамилии. Возможно, перед ними и не стояла такая задача – искать конкретных виновников катастрофического положения в нацпарке.
Но я не премину по старой невежливой журналистской привычке показать пальцем.
Иле-Алатауский национальный парк подведомствен Комитету лесного хозяйства и растительного мира. Сам комитет входит в Минсельхоз РК. Министром сельского хозяйства, а по совместительству вице-премьером является Умирзак Естаевич Шукеев. Великий трансформатор, приватизатор, оптимизатор и самрук-казынист.
Понятно, что безобразия в парке начались не при нем: он сел в новое кресло лишь в конце 2017-го. Но за полгода можно было что-то сделать. Впрочем, сделали. Недавно стали брать деньги за фотосъемку на особо охраняемых территориях. А в остальном, говорят экологи, ситуация лишь усугубляется.
В ИЛЕ-АЛАТАУСКОМ ПАРКЕ СОВЕРШАЕТСЯ ЭКОЦИД
«Зеленое спасение» приходит к неутешительным выводам:
1.В свете общего критического состояния экологических систем Иле-Алатауского ГНПП расширение хозяйственной деятельности на его территории и в охранной зоне, в частности, строительство ГЛК «Кокжайлау», НЕДОПУСТИМО. Между тем, «нулевой вариант», то есть отказ от капитальной стройки, акимат даже не рассматривает. А вместо этого планомерно засаживает в урочище всё новые деньги, чтобы навязать обществу мысль: строительство неизбежно. И подменяет повестку дискуссии:
не «быть или не быть курорту?», а «плох проект или хорош?»
2. Массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы, земельных и водных ресурсов, совершение действий, вызвавших экологические бедствия и чрезвычайную экологическую ситуацию, в ходе мониторинга было зафиксировано «Зеленым спасением».
3. Согласно статье 169 УК РК, все эти действия классифицируются как преступление против мира и безопасности. А именно – ЭКОЦИД.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Экологическое общество выдвигает конкретные предложения:
1.Ужесточить природоохранное законодательство РК и привести его в соответствие с требованиями международных конвенций.
2. Придать особый статус ООПТ, включенным в предварительный перечень и в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и другим территориям, на которые распространяется действия международных соглашений.
3. Положить конец вмешательству органов власти в деятельность национальных парков.
4. Запретить предоставление участков национальных парков в долгосрочное пользование (аренду).
5. Вывести из границ ООПТ республиканского значения всех сторонних земельных собственников.
6. Запретить перевод ООПТ из категории «земли ООПТ» в категорию «земли запаса».
7. Запретить капитальное строительство в заповедниках и национальных парках, кроме необходимого для функционирования ООПТ.
8. Организовать специальную службу рейнджеров.
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР
Мощный документ эта презентация. Звучит как обвинительный приговор всем временщикам, которые живут одним днем и воруют природу (а значит, здоровье и будущее) не только у нас с вами, но и у своих детей и внуков.
Впрочем, большинству покажется, что этот приговор никогда не будет приведен в исполнение: слишком многие корыстные интересы замешаны в этом тесте.
Но идеалисты – страшные люди (по себе знаю). Они ставят перед собой невыполнимые цели (а только такие и надо ставить). Не рассчитывают на успех «здесь и сейчас». Упрямо долбят в одну точку. И часто добиваются своего.
Сознание собственной правоты; твердые принципы; понимание, что важен не только результат, но и усилия, умение выстоять под давлением обстоятельств – серьезные аргументы. Против них иногда пасуют даже очень большие люди с очень большими деньгами.