С поста начальника управления туризма Алматы Ерлан Жайлаубай ушел, но начатый им тендер на разработку мастер-плана горного кластера продолжается
ЛЮДИ ВРЕМЕННЫ, ИСКУССТВО ТЕНДЕРА — ВЕЧНО
Мое расследование по проекту «Кокжайлау» и других горных курортов неделю назад приостановилось на том, что 13 июля был освобожден от занимаемой должности руководитель управления туризма Алматы Ерлан Жайлаубай, а на его место назначен Максат Кикимов, возглавлявший до этого управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития города (см. «Прощай, турист!»).
И тут я вспоминаю: ведь Ерлан Дуйсенбекович не успел один важный тендер с густым оттенком скандальности довести до конца. А именно – «Услуги по разработке мастер-плана развития горного кластера».
Этот кластер (стоимость разработки мастер-плана – 89,3 млн тенге)
захватит территорию не только города, но и Алматинской области – от Тургеня до Каскелена. Между тем, в областном акимате узнали о «движениях» коллег из горакимата из моего поста. Там этот тендер сочли «несвоевременным» (см. «Байбек проектирует кластер на землях Баталова»).
Началась переписка между руководителями управлений туризма области (Жанар Алчимбаева (Zhanar Alchimbayeva) и мегаполиса (Ерлан Жайлаубай). Ерлан Дуйсенбекович пообещал Жанар Галифулдаевне:
«…планируется согласовать мастер-план с акиматом Алматинской области, Министерством культуры и спорта, а также другими государственными органами. Все замечания и предложения будут учтены в процессе разработки мастер-плана».
Я как-то понял, что «включать заднюю» и отменять конкурс городской акимат не станет. И доведет тендер, посягающий на земли области и республики (Иле-Алатауский нацпарк), до конца.
Так оно и вышло.
ФАВОРИТ ВЫИГРАЛ БЕЗ КОНКУРЕНТОВ
Правда, процедуры чуть притормозили: дату окончания приема заявок перенесли с 28 июня на 12 июля. А дальше пошло по накатанной.
24 июня я писал: «Возьму на себя смелость пованговать, кто выиграет тендер на разработку мастер-плана горного кластера. Это будет нуровское ТОО «Almaty Mountain Resorts», которое создаст консорциум с одной из двух компаний: ILF Consulting Engineers или Masterconcept — либо возьмет ее в субподрядчики».
К тому дело и идет.
12 июля был опубликован протокол вскрытия, и стало ясно, что на тендер поступила всего ОДНА заявка – от ТОО «Almaty Mountain Resorts».
На следующий день, 13 июля, на портале госзакупок вывесили протокол итогов. (Судя по всему, это был последний документ, который подписал на своем прежнем месте работы Ерлан Жайлаубай.)
Они оказались предсказуемы: «признать госзакупку несостоявшейся в связи с тем, что на конкурс было представлено менее двух заявок».
Этот трюк нам хорошо известен. Следом будет объявлена процедура «закупка методом из одного источника по несостоявшимся закупкам».
Этим живительным источником окажется ТОО «Almaty Mountain Resorts». Которое и получит подряд.
А ее руководитель Наиль Нуров – почти 90 млн тенге в своё распоряжение.
Из них, если опираться на опыт разработки ТЭО курорта «Кокжайлау», примерно 30% от этой суммы, скорее всего, уйдет на фонд заработной платы шести (или семи: тут Наиль Фаридович путается в показаниях) сотрудников ТОО «AMR».
ПРОКЛЯТЫЙ ВОПРОС: А КТО ЭТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
На этом этапе задержимся.
Во-первых, почему в конкурсе играла только одна заявка?
Управление туризма могло пригласить на тендер отечественные компании или местные представительства зарубежных фирм, имеющие опыт такой работы.
(Когда в апреле внезапно понадобилась не предусмотренная ранее независимая оценка ТЭО курорта «Кокжайлау», быстро же нашлось ТОО «ИЛФ Казахстан», филиал австрийской ILF. Правда, кроме этой фирмы, никто больше в тендере не участвовал. Даже ТОО Нурова.)
Но никого не пригласили.
Ну да бог с ним. Может, ТОО «AMR» само справится. Заглянем в техническую спецификацию – что ему придется делать. Наугад надергаю несколько задач:
— планы развития территории и окружающей среды;
— дорожно-транспортная инфраструктура;
— инженерная инфраструктура;
— региональный обзорный план (масштаб 1:50000);
— 3 варианта видения горного кластера;
— рекомендации по зонированию территорий;
— топографические планы местности;
— эскизный проект и программа развития объектов базовой территории;
— и т. д.
Такая работа под силу серьезной компании с проектным и строительным экспириенсом, причем в горной местности. Неужто на нее способны 6 (или 7) хлопцев и дивчин Наиля Фаридовича? Вопрос риторический. Таких спецов у него отродясь не было, а разговоры о расширении штата ТОО моих ушей не достигали.
Единственное, на что способна команда Нурова, — это «общее руководство», мало-мальское владение горнолыжной риторикой (употребление слов типа «активности» обязательно) и выступления ее шефа перед публикой и в СМИ.
А тут, в разработке мастер-плана, требуются специальные знания и умения. Или, как сейчас модно говорить, «компетенции».
Я уже писал, что само существование ТОО «AMR» бессмысленно: управление туризма может заключать (и заключало) договоры с реальными поставщиками напрямую, без «квазигоспрокладок». Но, очевидно, оно необходимо. Иначе где буду получать зарплату такие хорошие люди, как Наиль Фаридович?
А ЧТО, ЕЩЁ И ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ?
Однако встает вопрос. Компетенций у ТОО «AMR» нет, тендер, считай, выигран, но, что самое противное, мастер-план делать-таки придется. Как быть?
Нурову не впервой руководить тем, в чем он не разбирается.
Здесь ему помог бы опыт разработки ТЭО. В ноябре прошлого года ТОО «AMR» тоже выиграло тендер, образовав консорциум с генпроектировщиком ТОО «ГеоДата Плюс», а уже оно наняло в субподряд французскую компанию «S. A. Dianiege», само же занялось адаптацией проекта к местности.
Но штука в том, что по закону о госзакупках все эти консорциумы и субподрядчики должны быть указаны в документации тендера и вывешены на портале госзакупок еще НА ЭТАПЕ ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ.
Зайдем в раздел «Документация» (см. скриншоты 1,2).
Напротив строк:
— «Конкурсная документация»,
— «Проект договора о государственных закупках»,
— «Сведения о субподрядчиках по выполнению работ (соисполнителях при оказании услуг) / Документы по квалиф. требованиям субподрядчиков»,
— «Разрешения первой категории (Лицензии)»,
— «Разрешения второй категории»,
— «Свидетельства, сертификаты, дипломы и другие документы»,
— «Свидетельство о постановке на учет по НДС»,
— «Консорциальное соглашение» —
стоит «НЕТ». То есть какие-либо документы здесь вообще отсутствуют.
И даже там, где стоит «ДА»: напротив строк
— «Приложение 4 (Соглашение об участии в конкурсе)»,
— «Приложение 6 (Сведения о квалификации Поставщика при закупках услуг)» (см. скриншот 3),
— «Приложение 8 (Обеспечение заявки, либо гарантийный денежный взнос)» (см. скриншот 4) -выложены незаполненные шаблоны документов.
Вообще, всё, что из документов есть о тендере, — это перечень лотов, техническая спецификация, протоколы вскрытия и итогов. Точка.
Между тем, хотя закупка и не состоялась (пока, а так она обязательно состоится, «из одного источника»), заявка ТОО «AMR» к конкурсу допущена была! Фактически вообще без документов. Не говоря про консорциум и субподрядчиков.
А как ее не допустить, если организатор тендера — управление туризма – само и учредило «AMR»? И как не порадеть родному человечку – гендиректору этого ТОО Наилю Фаридовичу?
Не сомневаюсь, что и консорциум создадут, и субподрядчиков найдут, а затем на сайт выложат и консорциальное соглашение, и сведения о «субчиках». Но это будет потом. А пока этого ничего нет.
Куда-то ребята очень торопятся. Что-то заставляет их так откровенно нарушать процедуры, предусмотренные законом о госзакупках, пусть и насквозь коррупциогенным.
Возможно, у ТОО «AMR» совсем зарплата иссякла на этапе разработки ТЭО проекта «Кокжайлау», и надо поскорее открывать еще один финансовый кран.
ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ?
…Мне немало доводилось писать о том, что существующая система госзакупок, которая регулируется законом о ГЗ, — легальное прикрытие для раздачи акиматами и другими госорганами государственных подрядов и денег «нужным» («своим») частным компаниям и «квазигосдочкам».
Но в случае, который я описал, формальные приличия не просто не соблюдены – на них от души и смачно харкнули.
А кстати, кто да кто заседал в конкурсной комиссии по этому тендеру?
Пожалуйста:
Ерлан Жайлаубай, руководитель управления туризма, председатель;
Сагынбек Бекмагамбетов, замруководителя управления, член комиссии;
Лаура Казиева, руководитель ФЭО (возможно, финансово-экономического отдела. – В. Б.), член комиссии;
Галымжан Даутбаев, главный специалист ФЭО, секретарь.
А знаете, какой электронный адрес у Галымжана Нурболовича? Mishka-xaxa@mail.ru! (см. скриншот 5).
Неожиданно игривый email у серьезного человека, секретаря конкурсной комиссии по госзакупкам, подталкивает меня к мысли, что чиновники нижнего и среднего звена в акиматах прекрасно сознают, какая роль им уготована.
Легитимизировать игры вышестоящего начальства, давно относящегося к государственным деньгам, как к своим собственным. И пребывающего в вечном поиске, как их побольше да покрасивше «освоить». Но при этом закон соблюсти.
Хотя в «законность» всех этих тендеров сто лет как никто не верит – ни сами организаторы конкурсов, ни поставщики, ни налогоплательщики, чьи деньги и стоят на кону.
СОВЕТ НОВИЧКУ
Этим постом я хочу привлечь внимание, в том числе, нового начальника управления туризма Максата Кикимова, которому предстоит в скором времени подписывать договор с ТОО «AMR» на разработку мастер-плана горного кластера.
Отказаться он вряд ли сможет. Но вот потребовать соблюдения формальностей, которые здесь нарушены вопиющим образом, — абсолютно в своем праве. Хотя бы из соображений собственной безопасности.
Ведь даже самые «кривые» и «спящие» законы имеют у нас обыкновение иногда просыпаться, оказываться нормативно-правовыми актами прямого действия и лупить прямой наводкой по тем, кто «исполнял приказ».
Так что здесь разумнее не подмахивать документы, которые готовил предшественник, а разобраться: может, ты себе судебный приговор подписываешь?
Чтоб люди потом не спрашивали: «Mishka, Mishka, где твоё «хаха»?»