Либо аким южной столицы имеет высочайший карт-бланш на игнор других властных органов, либо в «ближнем космосе» началась перезагрузка скреп

«МЫ НЕ МОЖЕМ ЗНАТЬ ОБ ИХ ЦЕЛЯХ»

На этой неделе я получил два любопытных документа.

Сначала о первом. Как уже сообщал, 28 июня прошло обсуждение концепции реконструкции Главного ботанического сада в Алматы с участием дирекции объекта, представителей акимата, благотворительного Фонд Булата Утемуратова, а также журналистов и общественников.

Я писал об этом трижды (см. ссылки ниже) и отмечал, что ключевым представлялся мне вопрос о земле. Ботсад имеет статус особо охраняемой территории республиканского значения и находится в ведении Министерства образования и науки. А появление среди «реконструкторов» природоохранного управления наводит на мысль о претензиях акимата на лакомый участок площадью 103 гектара, или, по крайней мере, на его часть.

В ходе дискуссии этот вопрос нам окончательно так и не прояснили.

Вскоре после обсуждения руководитель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов (Sergey Kuratov) направил письмо руководителю управления природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы Асету Масабаеву и гендиректору Института ботаники и фитоинтродукции (так официально называется ботсад) Гульнаре Ситпаевой (цитирую это письмо и следующее с разрешения менеджера по проектам «Зеленого спасения» Светлана Спатарь (Svetlana Spatar).

Сергей Георгиевич отмечает противоречия в показаниях руководителя управления:

«На слушаниях… Асет Масабаев сообщил: «Научная часть (32,4 га) останется за Институтом и за Министерством образования и науки, а по части управления общественной зоной (16 га), по содержанию, по поливу – она должна отходить городу. То есть город будет финансировать. Особый статус здесь не меняется, особый статус – остаётся».

Ранее, 22 июня, в ходе брифинга в пресс-центре Алматинского городского филиала партии «Нұр Отан», Асет Масабаев сообщил, что «до конца 2018 года будет решён вопрос по передаче в коммунальную собственность города Ботанического сада» (конец цитаты).

Отметив эти разночтения, Сергей Куратов спрашивает адресатов:

«- действительно ли акимат предпринимает меры для изменения республиканского статуса Главного ботанического сада и перевода его территории в коммунальную собственность?

— какие меры принимаются в настоящее время для передачи земель Главного ботанического сада в управление акимату (в коммунальную собственность)?

— на основании какого нормативного правового акта планируется передать Главный ботанический сад под управление акимата (согласно статье 10 закона «Об особо охраняемых природных территориях», местные исполнительные органы не наделены такими полномочиями)?

— на каких условиях предлагается передать землю Главного ботанического сада в управление акимату (в коммунальную собственность)?» (конец цитаты).

Пока поступил ответ только от Гульнары Ситпаевой (его, как и запрос, я получил от Светланы Спатарь). Суть этого письма содержится в последних строках:

«Главный ботанический сад в г. Алматы находится в ведении Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан и не относится к Акимату г. Алматы.

В связи с чем, мы не можем знать об их целях и предпринимаемых ими мерах по изменению
особого статуса Главного ботанического сада.

Официального письма от акимата или других исполнительных органов по этому вопросу
в наш адрес не поступало» (конец цитаты).

А ведь я хорошо помню, как на обсуждении, в ответ на мои и Спатарь настойчивые вопросы, гг. Масабаев и Ситпаева чуть ли не в один голос воскликнули:

«Земля отчуждаться не будет!»

Но теперь мне показалось, что в письме директора ботсада звучит неприкрытая тревога: мол, мы не знаем, что они там в акимате задумали с нашей землей.

ХОЗЯИН НА ЧУЖОЙ ЗЕМЛЕ

24 июня я написал пост о том, что управление туризма и внешних связей Алматы (руководитель Ерлан Жайлаубай) проводит тендер на разработку мастер-плана горного кластера, который захватит территорию не только города, но и Алматинской области – от Каскелена до Тургеня (см. «Байбек проектирует кластер на землях Баталова»).

Цена лота – 89,3 млн тенге.

Тогда я задался вопросом: «С какой стати ГОРОДСКОЕ управление туризма хозяйничает в области?»

В Алматинском областном акимате о тендере на мастер-план, захватывающий подведомственные ему земли, узнали… из моего поста.

Мне оперативно ответила руководитель управления туризма Алматинской области Жанар Алчимбаева (Zhanar Alchimbayeva) (см. мой пост «Преждевременный тендер» от 26 июня). В официальном письме она рассказала:

«По итогам рабочей поездки Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Мамина А. в Алматинскую область от 31 мая 2018 года № 11-3/05-1995, Министерству культуры и спорта совместно с АО «HK «Kazakh Tourism» (по согласованию), акиматами г. Алматы и Алматинской области поручено проработать вопросы создания горного кластера и разработки комплексного мастер-плана развития горного кластера Алматинской агломерации, в том числе с включением урочища Каскелен, территорий государственных национальных природных парков Иле-Алатауского, Чарынского и «Көлсай көлдері» с привлечением международных финансовых институтов и консультантов» (конец цитаты).

Мало того – Жанар Алчимбаева пишет, что «в соответствии с протоколом Второго заседания Подкомитета по инициативе «Экономический коридор «Алматы — Бишкек» между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 11 июня 2018 года была достигнута договоренность о привлечении технической помощи Азиатского Банка Развития по разработке мастер-плана горного кластера Центрального Тянь-Шаня» (конец цитаты).

Я насчитал в этом проекте как минимум семь игроков: первый вице-премьер Аскар Мамин, Минкультспорта, нацкомпания «КазахТуризм», городской и областной акиматы, братская страна Киргизия и Азиатский Банк Развития.

А любимый аким Байбек, никого не поставив в известность, дает команду Жайлаубаю начинать тендер на разработку мастер-плана горного кластера. Причем только с горнолыжной ориентацией: никакого Чарына и Кольсая в техзадании не упомянуто.

Не иначе, ему белочка с «Атакента» явилась раньше остальных.

«В связи с вышеизложенным, мы считаем преждевременным объявление конкурса государственных закупок на услуги по разработке мастер-плана развития горного кластера», — заключает свое письмо Жанар Алчимбаева.

Аналогичное послание она, по ее словам, направила Ерлану Жайлаубаю.

Надо сказать, тендер притормозили: первоначально датой окончания приема заявок было объявлено 28 июня, теперь там написано – 12 июля. Но он не отменен.

Тем временем Ерлан Дуйсенбекович ответил г-же Алчимбаевой. И сегодня, 11 июля, я получил от нее комментарий:

«В ответном письме Управления туризма и внешних связей города Алматы, датированном 3 июля 2018 года, подтвержден факт разработки технической спецификации и объявления конкурса на разработку мастер-плана. Данный документ направлен этим письмом для ознакомления.

Вместе с тем, УТиВС (управление туризма и внешних связей. – В. Б.) г. Алматы сообщает, что планируется согласовать мастер-план с акиматом Алматинской области, Министерством культуры и спорта, а также другими государственными органами. Все замечания и предложения будут учтены в процессе разработки мастер-плана» (конец комментария).

Обращает на себя внимание, что мастер-план только еще «планируется согласовать» с госорганами.

Хотя тендер уже объявлен, и его не согласовывали ни с кем. Как и техническое задание, по которому будет работать поставщик: оно разработано и висит на портале госзакупок.

НАСЛЕДНИК ПО ПРЯМОЙ

Похожая последовательность – сначала сделать, потратить деньги, а потом обсуждать сделанное и вносить (или не вносить) изменения – наблюдается у городского акимата еще в одном проекте.

Как вы догадались, я имею в виду горный курорт «Кокжайлау».

Здесь тоже предлагаются общественные слушания по обсуждению не концепции (как требует Орхусская конвенция), а уже готового продукта – ТЭО.

Его, кстати, публике никак не могут показать: сайт kokjailau.kz всё ещё не запустили. Хотя директор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров аж 31 мая ручался, что ТЭО к 15 июня будет завершено, ресурс к этому времени начнет работу и там можно будет оставлять замечания и комментарии.

А если сравнивать проекты «Кокжайлау» и реконструкции ботсада – здесь тоже прямая аналогия. В части статуса земель.

В 2013-2014 гг. подготовили ТЭО (технико-экономическое обоснование), ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду), ПСД (проектно-сметную документацию) старого проекта КЖ – и лишь ПОСЛЕ этого, специально «под курорт», в конце 2014 года приняли правительственное постановление.

По этому документу 1002 гектара особо охраняемых природных территорий Иле-Алатауского национального парка переводились в разряд «земли запаса города Алматы», где разрешено строительство.

Жалкие протесты руководства нацпарка и Комитета лесного хозяйства Минсельхоза, которому парк принадлежит, в расчет не приняли.

Это случилось в бытность акимом мегаполиса Ахметжана Есимова.

Его наследник по прямой Бауыржан Байбек продолжает славные традиции предшественника.

Он так же игнорирует не только интересы общественности, но даже других государственных органов и нацкомпаний.

Директор ботсада – объекта, принадлежащего вместе с землей Министерству образования и науки, — теряется в догадках, какие именно виды имеет акимат на ее территорию. И что за игры в связи с этим затевает втайне от партнеров.

Акиматовское управление ЯВОЧНЫМ ПОРЯДКОМ объявляет тендер на мастер-план горного кластера, который захватывает земли за чертой города. Алматинский облакимат и, насколько мне известно, НК «КазахТуризм» узнают об этом из моего поста.

То есть Байбек поставил себя не только выше закона, но уже и выше «понятий».

А «понятия» — это ж скрепа!

Тут я вижу два объяснения.

Либо аким имеет высочайший карт-бланш на игнор дружественных властных органов.

Либо в «ближнем космосе» началась перезагрузка скреп.

Ну просто никакой уверенности в завтрашнем дне! А тут еще жара, белка… Совершенно стало невозможно работать.