Только такого серьезного, профессионального и ответственного за свои слова и поступки человека аким Байбек мог назначить на управление проектом стоимостью
«не более $200 млн»
КИТАЙЦЫ ИХ ДУШИЛИ-ДУШИЛИ
Этот пост – вдогонку вчерашнему, в котором я рассказывал о новостях по проекту «Кокжайлау» от акима Алматы Бауыржана Байбека и гендиректора ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиля Нурова.
На брифинге «Туризм Алматы: новые подходы – 2018», где спикерами выступили руководитель управления туризма города Максат Кикимов и г-н Нуров, случился эпизод, который я как честный человек игнорировать не имею права.
16 август в селе Капал Алматинской области местные жители напали на группу казахстанских и иностранных туристов. На собрании речь зашла о необходимости создания туристической полиции.
И тут парадоксов друг Наиль Фаридович срезал всех (см. скриншот):
«На самом деле туристическая полиция создаётся, чтобы местных жителей защищать от туристов, а не наоборот, и это надо чётко понимать. Допустим, когда китайские туристы, грубо говоря, напиваются и начинают ловить кошек, чтобы их жарить, работники туристической полиции должны подойти и объяснить им на английском языке, что кошек у нас не едят!»
Несколькими мазками картина воссоздана настолько живо, что я испытал полную иллюзию присутствия и ощутил себя то ли пьяным китайцем, то ли англоговорящим ментом.
Лишь один вопрос остался без ответа: почему туркопы говорят с подданными Поднебесной не по-китайски? Если уж они инглиш знают хотя бы на уровне Косого, то путунхуа должен у них от зубов отскакивать.
Также сомневаюсь, что эта история имела место в действительности, иначе в фейсбуке ее бы на атомы растащили. Но в том и заключается мастерство сочинителя, что он представляет то, чего не было, так, будто оно произошло в реальности.
Пока синофил Наиль Фаридович тренируется на кошках, а посол КНР в РК Чжан Ханьхуэй, возможно, строчит ноту протеста, я советую вам заглянуть в концепцию проекта курорта «Кокжайлау».
Вы убедитесь, что экономическое обоснование строительства обладает примерно той же степенью реалистичности, что и описанная выше коллизия.
А заодно оценИте, какого весельчака аким Байбек, благодаря своему таланту подбора и расстановки кадров, назначил управлять проектом стоимостью
«не более $200 млн».
Учитывая важность фигуры Наиля Фаридовича, к нему самому впору приставить полицейского. А может, лучше вместе с доктором.
ТАЙНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
Вчера же я получил подтверждение одной догадке.
В этом году в СМИ идет немало позитивных материалов о курорте «Кокжайлау». Далек от мысли подозревать, что все они проплачены акиматом. Здесь я исхожу из «презумпции бескорыстия».
А что, тема интересная, и редакции, возможно, уверены в благотворности застройки урочища. Тут они в своем праве, и кто я такой, чтоб осуждать их за это?
Однако в четверг, 23 августа, на tengrinews.kz появилась статья, посвященная брифингу, — «Туризм как драйвер роста».
Больше всего мое внимание привлекла рубрика, под которой вышла заметка с фотографиями Кикимова и Нурова: «Рекламный материал».
На брифинге речь шла и вообще о туризме, и в частности – о курорте «Кокжайлау», о котором немало порассказал Наиль Фаридович. (Кстати, про жареных кошек в этой публикации ни слова.)
Я позвонил в рекламный отдел портала tengrinews.kz, и мне пояснили, что размещение текстовой статьи обойдется клиенту в 150 тысяч тенге.
Вы опять не дождетесь от меня ни одного камешка в огород коллег из «Тенгри»: каждый зарабатывает как может. Наоборот, им респект: не стали шифроваться, а прямо назвали рекламу — рекламой.
Для меня тут интересно другое: я получил неопровержимое доказательство того, что за продвижение проекта «Кокжайлау» платятся деньги.
Но из какого источника?
Вряд ли это делает Нуров из своего кармана. Он и так сам скрепки покупает
из нищебродской зарплаты
600 тыс. тенге.
Тендер на PR-кампанию его ТОО «Almaty Mountain Resorts» не выигрывало.
Зато выиграло ТОО «Туристский информационный центр» (оно же компания «VisitAlmaty.kz»), учрежденное управлением туризма.
Конкурс назывался «Услуги по коммуникационному и маркетинговому продвижению туристического потенциала г. Алматы и Алматинской агломерации в Республике Казахстан и странах Ближнего зарубежья». Он состоялся в апреле этого года.
Сумма закупки – 122 млн тенге без НДС.
Законность его результатов сейчас оспаривает в суде не допущенное к участию в конкурсе ТОО «ROCKETHOST» (см. «Как избавиться от кармы «терпилы» от 18 августа.)
В технической спецификации тендера есть раздел 3 – «Разработка рекламной кампании и размещение рекламы в сети интернет». В эту задачу вполне укладывается публикация PR-статей в СМИ.
Допускаю, что в документах «Туристского информационного центра» продвижение именно «Кокжайлау» не фигурирует: этот проект могли «растворить» в общем «туристическом потенциале».
Понимаю, что вступаю здесь в гадательную сферу. Но то, что деньги на промоушн КЖ акимат выделил и они «осваиваются» через это ТОО, подтверждается еще одним фактом.
В июне в урочище Кокжайлау прошел Большой Алматинский пикник с приготовлением плова в казанах, которые вместе с продуктами привезли на плато несколько джипов. И главным организатором той тусовки стала как раз «VisitAlmaty.kz», она же «Туристский информационный центр».
Вообще, положа руку на сердце, я не обязан страдать херней и заниматься раскопками в попытках выяснить, сколько денег отстегнули на пиар курорта КЖ и кому они пошли.
Детализация расходов «по коммуникационному и маркетинговому продвижению туристического потенциала» должна лежать в открытом доступе, уважаемая директор ТОО «Туристский информационный центр» Камила Лукпанова. Включая медиаплан: каким СМИ и блогерам какие суммы выплачены.
И ссылки на коммерческую тайну здесь не прокатят. Потому что расходуются государственные средства. То есть деньги налогоплательщиков. А Байбек не далее как вчера заявил:
«Открытость и подотчётность — ключевые принципы в работе акимата».
Но это во мне возмущается недобитый романтик. Никто добровольно такие данные не покажет.
Поэтому, как говорил Семён Семёныч Горбунков, «будем искать».