Почему Наиль Нуров готовит акиму Байбеку одни цифры, а сам называет другие?

ЧТО СКАЖЕТ «ОБЩЕСТВЕННОСТЬ» НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ

В четверг, 23 августа, аким Алматы Бауыржан Байбек и гендиректор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Наиль Нуров в разных концах города говорили о курорте «Кокжайлау».

Байбек – на «августовском педсовете». Нуров – в зале региональной службы коммуникаций.

Пока директор расписывал, каким будет курорт, аким заявил: «Если общественность не поддержит «Кокжайлау», мы от него откажемся».

Я бы не торопился в воздух чепчики бросать.

Во-первых, общественность и экологи и так не поддерживали этот проект в 2013-2015 гг. По экономическим причинам три года назад его заморозили. А Байбек почему-то в 2017-м разморозил.

Во-вторых, 21 февраля на круглом столе по КЖ Наиль Нуров уже потрясал нас сообщеньем:

«Если мы (сторонники проекта. – В. Б.) проиграем в этой полемике (о целесообразности строительства ГЛК противникам проекта. – В. Б.), аким не исключает для себя принятия решения по отказу от горнолыжного курорта «Кокжайлау».

Я одного не понимаю: почему целесообразность строительства курорта нельзя было обсудить ЗАРАНЕЕ, до начала проектных работ, как требует Орхусская конвенция? И зачем было тратить сотни тысяч долларов из городской казны на разработку ТЭО

(196,5 млн тенге) и независимую экспертизу (44 млн тенге)?

На всякий случай – а вдруг Байбек не раздумает строить?

В-третьих, у нас с акимом разное понимание «общественности».

21 февраля на отчетной встрече с населением он сказал:

«Недовольные кричат громче, но мы проводили соцопрос, 80% поддержали (строительство ГЛК «Кокжайлау». – В. Б.)».

В пику ему защитник урочища Нурлан Досов (Nurlan Dossov) на своей странице в соцсети в тот же день запустил собственное голосование (см. скриншот). За неделю отдали голоса

8,4 тыс. алмаатинцев: 87% против строительства, 13% — за.

Причем фейсбучной голосовалке больше веры: ее по хотелке акима или админа не настроишь и под желанный итог не подгонишь.

Раз данные так кардинально расходятся – вот, казалось бы, повод срочно созвать общественные слушания в начале весны. Но на носу уже сентябрь, а нам даже еще не объявили их точную дату, только сегодня сказали, что «в октябре».

Полагаю, причина того, что аким с самой зимы интересничает и не дает ответа, заключается в другом. В другом городе. Это «общественность» на Левом берегу в Астане до сих пор не может прийти к консенсусу: начинать или нет катастрофичный для природы и разорительный для бюджета проект?

Кто эти «общественники», мы, конечно, вряд ли когда узнаем. Но если чаша весов склонится в сторону сохранения урочища и Байбек откажется от курорта, он может сорвать невиданный пиар. Горожане способны простить ему многое: и бордюризацию, и перекопы, и БРТ, и убитый трамвай, и дефицит парковок. Это я кроме шуток.

А вообще, сама постановка вопроса любопытная. Не население, не ученые решают, строить ли экологически опасный курорт, — аким!

Когда это говорит за него верноподданный Нуров – это одно. А когда признается сам Байбек – совсем другое. И пусть слово «мы» в его устах не вводит никого в заблуждение.

Действительно, когда эти «мы» хоть что-то с нами согласовывали?

Но в этой ситуации хорошо то, что, по крайней мере, закончилось притворство.

В ПЛЕНУ МАГНЕТИЗМА НАИЛЯ НУРОВА

Начальники, большой и поменьше, остались себе верны и, называя параметры будущего курорта, приводили совершенно разные цифры. Я заглянул в анамнез их прежних выступлений и продлил этот разнобой.

Итак, ПЛОЩАДЬ ЗАСТРОЙКИ застройки будет сокращена в сравнении со старым проектом:

23 августа. Байбек: «В целом общая площадь снизилась в 13,6 раз, до 18,5 тыс. кв. м».

23 августа. Нуров: «1,5 месяца тому назад мы говорили, что площадь застройки сокращена по сравнению с проектом 2014 года в 10 раз — с 300 000 квадратных метров до 32 000. Но мы нашли возможность сократить еще почти на 11 000 метров площадь капитальных строений на «Кокжайлау» (то есть осталось 21 тыс. кв. м, расхождение с Байбеком – 2,5 тыс. кв. м)… Площадь застройки сокращена в 14 раз».

22 июня. Нуров (в интервью informburo.kz):

«Площадь застройки сокращена в 10 раз, с 300 тысяч до 30 тысяч кв. м».

21 февраля. Из таблицы, представленной Нуровым на круглом столе: «Площадь коммерческой застройки (кв. м): проект 2014 года – 44 000, проект 2018 года – 4 000». После экспресс-анализа этой таблицы участниками Наиль Нуров признал, что в нее вкралась ошибка: имеется в виду не коммерческая, а общая площадь застройки.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ

23 августа. Байбек: «Новый проект горнолыжного курорта кардинально оптимизирован по сравнению с проектом 2013 года за счёт снижения пропускной способности более чем в 2 раза, с 10 до 5 тысяч человек».

21 февраля. Из таблицы, представленной Нуровым на круглом столе: «Пропускная способность (человек в день): 2014 — 10 150, 2018 — 3 900».

ЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ

23 августа. Байбек: «Протяжённость трасс [будет снижена] в 2,6 раза — с 65 до 24,5 км, площади трасс — в 2,4 раза — со 155 до 66 га».

22 июня. Нуров (в интервью informburo.kz): «Количество лыжных трасс сокращено с 77 до 18».

31 мая. Нуров на презентации проекта КЖ (слова были подкреплены слайдами): «Общая протяженность трасс – 22 км, количество трасс – 24».

21 февраля. Из таблицы, представленной Нуровым на круглом столе: «Протяженность и площадь лыжных трасс: 2014 — 65 км, 155 га; 2018 – 20 км, 55 га».

ВАМ СКОЛЬКО ЛОЖЕК?

В этих числах прекрасно всё.

И личный магнетизм Наиля Фаридовича, в присутствии которого ломаются калькуляторы, счеты, абаки, мозги и другие вычислительные приборы. Этой его особенности 8 июля я даже посвящал отдельную главу расследования «Нуров и цифры».

И способность г-на Нурова готовить для шефа одни цифры, а самому называть другие. Как будто журналисты такие дураки, что не в силах их сопоставить.

И чудесный тренд, который не смог замаскировать своей нумерологией даже директор ТОО «AMR»: с февраля под шумок лозунгов о «сокращении» тихой сапой увеличились площадь и протяженность лыжных трасс, пропускная способность курорта, а площадь его застройки – вообще в 5 с лишним раз!

Эти бесконечные разночтения в цифрах наводят на разные мысли.

Во-первых, о высочайшем профессионализме «команды-мечты» Наиля Фаридовича.

Во-вторых, в акимате, похоже, конкретно подсели на перфекционизм в проекте «Кокжайлау» и не могут остановиться, внося бесконечные изменения. Случайно, что ли, Нуров не ответил на мой запрос, сколько всего было внесено изменений в концепцию? Да и сейчас на сайте www.kokjailau.kz в разделе «Концепция» написано: «По мере разработки файл будет обновляться».

В народе про таких говорят: сами не знают, чего хотят. Но я не столь мудр, как народ, а потому воздержусь от грубой фразы.

Вообще, все эти рапорты про «оптимизацию» нового проекта по сравнению со старым призваны увести общественность от главного.

Вне зависимости от того, будет курорт международным или городским, на широкую ногу или компактным, лакшери или демократичным, — он безвозвратно угробит Небесное пастбище.

Ведь без разницы, сколько ложек дерьма положить в бочку с медом – одну или две. Это будет уже бочка дерьма. А не мёда.

…Начав с искреннего признания, что судьбу курорта будет решать он, Байбек затем всё-таки не удержался от ритуального: «Открытость и подотчётность — ключевые принципы в работе акимата».

Господин аким, такие фразы в наше время даже в шутку произносить неприлично.