Накануне общественных слушаний по проекту строительства в урочище Кок-Жайляу модного курорта экологи, юристы, экономисты, журналисты обнародовали свою позицию против строительства. По их мнению, и сами общественные слушания — нелегитимны.

 

Причина, по которой общественные защитники вышли на публику – понимание, что власть не даст им возможности подробно высказаться   на самих общественных слушаниях (ОС). Регламент ОС предполагает выступления разработчиков проекта, в то время как общественности предоставлено право высказывать свою точку зрения исключительно в порядке прений, на экспертную оценку проекта — не более 3 минут.

 

Кроме того, организаторы общественных слушаний публично объявили о том, что не будут давать возможность высказать мнения по экономической, социальной и юридической составляющей проекта. Между тем, у общественных защитников накопилось большое количество материалов, свидетельствующих о необходимости прекратить проект застройки урочища Кок-Жайляу немедленно и навсегда.   

 

Вадим БОРЕЙКО, журналист:

«Слушания пройдут по небольшой части ТЭО – ПредОВОС (предварительная оценка воздействия на окружающую среду. Между тем, ПредОВОС – это лишь один том ТЭО, а всего их четыре.  В первом томе – 6 книг. 1-я – Маркетинг. Анализ территории. 2-я –

комплексная оценка территории, инженерные изыскания. 3-я книга –  концепция, то есть варианты развития территории. 4-я — мастер-план, генплан, здания и сооружения. 5-я– подъездная автодорога и внешние сети водоотведения. Шестая – социальный, институциональный, финансово-экономический разделы, анализ рисков.

Второй том – графические материалы. Третий – ПредОВОС. И, наконец, четвертый, — сметная документация. Разве всё перечисленное не важно и не относится к экологической информации? Если нам отказывают в предоставлении полных сведений о проекте, что это может означать? Либо есть что скрывать, либо документ экономически и социально несостоятелен, либо это пренебрежение общественным мнением».    

По данным экспертов, получивших доступ к полному ТЭО, сводный сметный расчет составляет 89,5 млрд тенге или 230 миллионов долларов по текущему курсу. В этом же ТЭО указано, что на курорте будет создано 268 рабочих мест. Получается, что создание 1 рабочего места на курорте стоит 858 тысяч долларов. Вот что говорят эксперты об окупаемости такого проекта:

 

Дмитрий ЖУКОВ, финансист:

«Очевидно, конечно, что он (проект) не окупится никогда. Так как для покрытия 89,5 млрд тенге при средней цене билета 5 тыс. тенге (то есть без обещанных акиматом социальных скидок), надо будет продать 18 млн билетов и не понести никаких операционных затрат. Последнее, разумеется, невозможно: эти затраты будут составлять от 30% до 100% цены билета и выше, в зависимости от наполняемости курорта. Для этого надо, чтобы 1 тысяча человек поднималась потосковать на изувеченное и грязное плато каждый день на протяжении 49 лет».

 

Нурсултан  Белходжаев, MSc in Innovation and Product Management:

«Информация о возможной стоимости квадратного метра продаваемого жилья фигурирует по всех ключевых разделах ТЭО, что не может не указывать на важность данного параметра для успеха проекта.

Если верить изложенной в ТЭО информации, с весьма ограниченным рынком в 8-10 тыс.человек, новый курорт вскоре столкнется с недостаточным количеством лыжников, необходимым для покрытия операционных расходов. В таком случае недвижимость в разных формах станет основным источником получения доходов и возврата вложенных денег. Тезисы о том, что на Кок-Жайляу никогда не появится жильё окажутся неправдой: строить и продавать жилье придётся, ведь на лыжников рассчитывать не приходится».

 

Это означает, что нельзя верить властям, которые обещают не строить на Кок-Жайляу объекты недвижимости для продажи, заключила Ажар Джандосова, глава ОФ «Тауасар».

 

По мнению же  экологов, ТЭО строительства курорта и дороги, как минимум,  не соответствуют нормам экологического законодательства Казахстана и международных конвенций.

 

Сергей КУРАТОВ, руководитель ЭО «Зеленое спасение»:

«В ТЭО не учтены требования Орхусской конвенции, Конвенции о всемирном наследии, Конвенции о биологическом разнообразии.    Предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) должна делаться на самом раннем этапе планируемой деятельности. Согласно Орхусской конвенции, каждая сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности».  

В самом ТЭО имеются серьезные фактические неточности. Например, относительно статуса земель урочища: то это территория парка, то охранная зона  Иле-Алатауского национального парка.  Разработчики ТЭО допускают произвольные трактовки законодательства, ссылаются  на недействующие на территории национального парка и на несуществующие правовые акты. Они произвольно трактуют земельное законодательство и закон об особо охраняемых природных территориях. 

Не приняты во внимание продолжающиеся незаконные действия акимата на территории Иле-Алатауского национального парка, которые уже нанесли серьезный ущерб его экологическим системам. Нарушения акиматом законов подрывает доверие к исполнительному органу и вызывает сомнения относительно будущей судьбы урочища».

Эксперты-юристы также нашли серьезные нарушения в представленных разработчиками документах. По их мнению, рассмотренные материалы ПредОВОС и ТЭО строительства горного курорта «Кокжайляу» являются ненадлежащими документами для процедур принятия по ним решений  и  общественные слушания в таком случае, незаконны.

Вадим НИ, председатель Экофорума общественных организаций Казахстана:

«Рассмотренные материалы ПредОВОС подготовлены в явном противоречии с договором о госзакупках ТЭО, условиями конкурса на их закупку и разработаны на принципиально иной объект – горный курорт, а не горнолыжный курорт.

Горнолыжный курорт и горный курорт не являются идентичными объектами, в особенности на этапе их проектирования, оценки воздействия на окружающую среду и строительства. Очевидно, что горнолыжный курорт с горнолыжной инфраструктурой является технически более сложным объектом с иными факторами воздействия на окружающую среду, нежели горный курорт, который по сути означает курорт, расположенный в горной местности.

В случае если в пункт 2.1 договор о госзакупках ТЭО вносились изменения и объект обоснования бюджетных инвестиций поменялся с горнолыжного курорта на горный курорт, то поправки внесены с нарушением требований пункта 1 статьи 45 Закона «О государственных закупках».

Явное нарушение процедур и условий закупа, определения технического задания для проектировщиков в отношении объекта обоснования бюджетных инвестиций ставит под большое сомнение целесообразность проведения дальнейших процедур принятия решения до разрешения вопроса о легитимности разработанных ПредОВОС и ТЭО».

 

Серьезные опасения по поводу предполагаемого строительства высказывают и международные эксперты. Вот выдержки из заключения по проекту доцента кафедры физической географии МГУ Александра Хорошева:

 

Александр ХОРОШЕВ, доктор географических наук, МГУ им. Ломоносова:

«В случае реализации проекта потребуется большой объем дорогостоящих

мероприятий по защите поселений от новых рисков геодинамических процессов,

связанных с селеопасностью, сейсмоопасностью, паводками.

В случае создания курорта неизбежный рост транспортного потока в долине М.

Алматинки повлечет необходимость расширения дороги Алматы-Медеу, что

возможно исключительно за счет снижения лесопокрытой площади водоохраной

зоны и сокращения ее позитивного вклада в защиту от селевой опасности и

поддержания качества стока. Дополнительное поступление загрязняющих веществ

от автотранспорта в воздух в нижней части долины вызовет перенос их в сторону

города в вечернее и ночное время с горно-долинной циркуляцией и ухудшение

качества воздуха в городе.

Экологические риски в случае реализации  проекта горного курорта неприемлемы в силу большого количества необратимых удаленных эффектов, распространяющихся за пределы территории курорта».

 

Справка:

Урочище Кок-Жайляу – одно из самых любимых и доступных мест эко-отдыха и туризма алматинцев и гостей города. Оно находится  «в изголовье» г. Алматы и простирается с востока на запад, соединяя Малое и Большое Алматинские ущелья. Протяженность – 15 км, общая площадь – больше 1 тыс. га.

До 2014 года Урочище Кок-Жайляу входило в состав Иле-Алатауского национального природного парка, который был создан в 1996 году  для сохранения уникальных экосистем и ландшафтов Заилийского Алатау.  

Флора природного парка насчитывает 811 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана.  Фауна представлена  более 1700 видами животных, в Красную книгу занесены 13 видов птиц и 8 видов млекопитающих.  Здесь произрастает Яблоня Сиверса – прародительница всех яблонь на земле, обитает снежный барс.  

Кто и что собирается строить на Кок-Жайляу?

Власти Алматы планируют построить на Кок-Жайляу спортивно-развлекательный комплекс, включающий в себя: горнолыжный курорт, гостиницы, рестораны, ледовый каток и танцплощадки. Как говорят реализаторы проекта, это будет такая  «улица Панфилова на высоте 2300 м». Предполагается также строительство гондольной дороги Медео-Кок-Жайляу. Начало строительства запланировано на апрель 2020, открытие 1 очереди курорта — 1 декабря 2021. Стоимость проекта составляет 230 млн. долларов США, это 85,5 миллиардов тенге государственных денег.  

По мнению спикеров, ученых и экспертов мирового уровня, строительство горнолыжного курорта (горного парка) на территории горного плато Как-Жайляу неминуемо приведет к катастрофическим последствиям.

 

В частности, согласно ТЭО проекта, планируется постройка более 50 км. горнолыжных трасс, для прокладки которых будет вырублены гектары леса и профилированы километры горных склонов. В результате, в окрестностях курорта будет уничтожен растительный мир, разрушен привычный ареал обитания животных, в том числе и краснокнижных, таких как Яблоня Сиверса и снежный барс.  Профилирование склонов приведет к эрозии почвы и формированию осыпей.

 

Прокладка гондольных трасс Медео-Кок-Жайляу, по однозначному мнению экспертов  также спровоцирует формирование осыпей и серьезно усилит лавинную и селевую опасность на горных реках бассейнов Малая и Большая Алматинка.

 

Проект также предусматривает строительство на плато искусственного озера размером в два футбольных поля. Озеро необходимо для искусственного оснежения горнолыжных трасс, на которых, по оценкам специалистов, не будет хватать собственного снега.  Площадка для строительства озера на плато, согласно ТЭО проекта, расположена на месте тектонического разлома, что, в случае землетрясения, представляет большую опасность для населения города.

 

Проект застройки Кок-Жайляу несет в себе и серьезные репутационные риски для Казахстана, так как к сегодняшнему дню он «оброс» огромным количеством нарушений международного и местного законодательства. В частности, неоднократно нарушены положения «Орхусской конвенции», международного договора, предусматривающего участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 

 

Дополнительная информация:

  • Ажар Джандосова ОФ «Тауасар», +7777213 0560 Azhar.jandossova59@gmail.com
  • Сергей Куратов,  председатель Экологического общества «Зеленое спасение», 
    тел. 253-62-56, 
    gsalmaty@gmail.com