Ирина Медникова
Общественные слушания по Кок Жайляу — нелегитимны.

По содержанию все важное было сказано на пресс-конференции, поэтому здесь — только по организации ОС.

— общественными слушаниями назван формат, не имеющий к ним отношения. Организаторы не раз ссылались на закон, пытаясь вернуть дисциплину в зал, так вот, согласно закону, ОС — это одна из форм реализации права на участие в управлении городом и создана для учёта мнения заинтересованной общественности.

Вот пункты свидетельствующие о том, что сегодня прошло нечто другое.

— с обоснованием проекта и позицией «за» выступил только потенциальный застройщик. Не было представлено альтернативной точки зрения, хотя уже 7 лет ее представляет движение «Защитим Кок Жайляу» и ряд отдельных экспертов. Светлана Спатарь передала папку с 19 000 подписями против строительства курорта, но им никто не дал места в программе назвать свои аргументы наравне с авторами проекта. Как сказал политолог Талгат Калиев, «19 000 — это всего 1% — сядьте и молчите, это даже не общественность», и дальше назвал их обезьянами.

— с 8:30 в зале собраны студенты и преподаватели спортивных школ и вузов, которым выданы бюллетени для голосования: создана видимость так называемой «заинтересованной общественности». С их помощью принят регламент заседания, это же большинство начало захлопывать выступления противников строительства курорта и поддерживать овациями сторонников.

 

-два слова об этой аудитории: они фанатичны в своей поддержке, но некомпетентны в сути вопроса. Я поговорила с некоторыми — экстремально доверяют слову власти, без какого либо изучения вопроса. Больше всего это похоже на желание принадлежать к большинству или «своим», но приправленное агрессией к противоположной точке зрения.

— движение «Защитим Кок Жайляу», общественники и экологи, выступающие против строительства курорта, — но говорящие профессиональным языком экспертиз и фактов — вынуждены были кричать и выбивать себе регламент, за что организаторы укоряли их в невоспитанности и бескультурии. Как можно говорить о культурной дискуссии, когда одна группа формирует правила и использует пространство в свою пользу? Им отключали микрофоны, несколько раз модератор подходил и отдавал им свой микрофон.

-ну и вишня на торте: собраны представители gongo, общественники, блогеры, продюсеры, актёры, спортсмены и циркачи, основные аргументы «за» у которых: потому что там уберут мусор, потому что тогда к нам приедут туристы, потому что я живу в Алматы и тут выросли мои дети, потому что обидно, что алмаатинцы не умеют кататься на лыжах, потому что тогда моя старенькая мама сможет туда подняться, потому что грех не воспользоваться и не сделать отдых доступным всем, это для наших детей, они должны расти на свежем воздухе. Половина — начинали своё выступление тем, что «я конечно не компетентна в этом вопросе, просто пришла послушать и высказаться», «я мама» и «народ имеет право высказаться». Каждый третий учил со сцены своих оппонентов, как себя вести на общественных слушаниях, в целом в жизни и кому уже стоит обратиться к психотерапевту.

Скоро выложим список деятелей, которые без серьёзной аргументации эмоционально качали аудиторию на поддержку опасного для города проекта — и все следующие 10 лет, и при любых негативных его последствиях — вы будете нести моральную и, надеюсь, законную ответственность за своё поведение.