В дискуссиях о Кок-Жайляу (Кок-Жайлау) зачастую всплывает тема экотуризма и эко-курорта, как альтернативы варварской застройки под горнолыжный или «всесезонный» курорт. Не все представляют, что это такое может быть, и как оно отличается от текущих планов акимата Алматы. Для многих сограждан горнолыжный курорт – уже вполне себе экологичная вещь, не сравнить с асфальтным заводом, как любит напоминать алматинский акимат. Касательно экологических проблем горнолыжных курортов, не буду повторяться: есть отличная подборка материалов. Достаточно сказать, что в нашем случае асфальтный завод, реально, может, и лучшая альтернатива.
Мы хотели бы рассказать о своём информированном видении экологических альтернатив. Ниже приведены 2 проекта: от минимального до максимального, 1 абзац, посвящённый условиям устойчивого развития урочища и 1 абзац о потенциале ущелья Кумбель и его интеграции в эко-парк Кок-Жайляу.
I. Минимальный
– и оптимальный, на наш взгляд – вариант – это оборудование имеющихся и создание нескольких дополнительных троп, обозначение и защита от излишнего антропогенного воздействия «точек притяжения» (ниже), создание т.н. trailheads и информационного центра, а также решение вопросов сбора и вывоза отходов, и обустройство туалетов. В этом варианте мы осознаём, что наличие столь уникального ландшафта, фактически, в черте города, есть само по себе удивительное преимущество и богатство, и главная задача: сохранить его и сбалансировать рекреационный и экологический эффект. По порядку:
Вернуть урочищу статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) в составе Иле-Алатауского национального парка. Это важно, чтобы избежать дальнейших позывов акимата к «развитию».
Оборудование троп – это, прежде всего, снижение разрушающего воздействия посетителей и во вторую очередь – упрощение навигации.
Для снижения воздействия, на разрушаемые и уязвимые участки троп укладываются местные камни, оборудуется дренаж из булыжников, скрытых труб и щебня в местах размывов, на отдельных участках допускается возведение деревянных ступеней и лестниц. Последнее было бы уместно, скажем, на первом участке подъёма от д/о «Просвещенец» через берёзовую рощу. При этом, конечно, недопустимо использование синтетических материалов и общий стиль сооружений должен соответствовать образу природного парка, т.е. минимум обработки даже для пиломатериалов. Важно, чтобы даже стиль установленных на тропах табличек не диссонировал со смыслом и эстетикой эко-троп: никакого пластика и ярких красок использовать нельзя. В остальном, таблички и указатели играют нужную роль и должны быть расставлены на всех тропах через логичные промежутки и на местах возможных развилок и тупиковых ответвлений.
Защита точек притяжения.
На каждом маршруте существуют точки, где люди проводят больше времени чем обычно: обзорные места, места привалов, родники, водопады. Грунт в таких местах допустимо укрепить, создать дренаж или даже помост из дерева, в отдельных случаях – ограды. Использование металлов, красок возможно только в крайних, обоснованных случаях.
Оборудование начала троп (trailheads). Вся информация о растительном, животном мире, особенностях геологии и истории района должна подаваться только ДО начала маршрута. На самом маршруте это недопустимо, кроме редких исключений, продиктованных уникальностью, например, точек притяжения.
Информационный центр.
Обычно, это небольшое сооружение в районе парковки или остановки ОТ за 50-100 м до начала основной тропы или троп. Там же располагаются туалеты и, возможно, магазин и кафе. Инфоцентр может и должен комплектоваться работниками парка, сезонными практикантами, и добровольцами, такими как студенты экологических, биологических, спортивных дисциплин. Инфоцентры для Кок-Жайлау необходимо создать как в Малом, так и Большом Алматинском ущельях. В инфоцентре возможна физическая или дистанционная регистрация выхода на маршрут. Такая возможность значительно повышает безопасность в горах: зарегистрировавшиеся и не прошедшие в обратном направлении (или через другой инфоцентр) посетители будут разыскиваться и смогут избежать последствий возможных ЧП.
Решение вопросов отходов.
Оставление мусора в парке, равно как и мусорные контейнеры в нём – недопустимо. Служба лесничих и добровольцев должна будет отслеживать исполнение правил, и нарушители должны нещадно штрафоваться и даже могут быть ограничены в посещении нацпарка и привлечены к ответственности, вплоть до уголовной. Естественные отправления (фекальные отходы) уже и при текущей нагрузке на урочище являют собой проблему, поэтому оборудование туалетов у начала троп очень важно. Туалетов на территории самого урочища, учитывая его небольшой размер, скорее всего, можно избежать.
Решение для конных и велосипедных маршрутов.
Объединение вело-конных и пеших маршрутов не всегда допустимо по понятным причинам. В случае развития конного туризма, необходимо будет оценить возможности создания отдельной тропы, а операторы туров должны будут отвечать за уборку навоза с маршрута. Вело-маршруты на участках троп, ведущих вверх, могут совпадать с пешими, но на спусках лучше разметить их отдельно, где это позволяет местность. Если такой возможности нет, необходимо подумать об ограничении скорости проезда и предупреждении столкновений.
Имеющуюся грунтовую дорогу лучше всего убрать вообще, реабилитировав землю и растительность на её месте. В случае оставления дороги по каким-либо веским мотивам, необходимо создать дренажные стоки и закрепить подвижный грунт, высадить деревья и кусты для предотвращения дальнейшей эрозии.
II. Максимальный
по воздействию на окружающую среду и расходам вариант – это создание эко-курорта. Варианты могут отличаться от приведённого ниже, но основные принципы должны быть неизменны: недопустимость использования любого моторизованного транспорта на любом этапе, недопустимость любого строительства, недопустимость изменения ландшафтов, приоритет экосистемы над нуждами курорта. Итак, что можно было бы создать на Кок-Жайлау, что могло бы расширить доступ к нему людей физически не готовых к нагрузкам и тем, которым собственно природа и тишина Кок-Жайлау не являются достаточной наградой за появление там?
Важно:
Мы не считаем приведённое ниже необходимой или лучшей альтернативой минимальному варианту! Написанное приведено с целью демонстрации того, что такое эко-курорт, в чём его отличие от акимат-курорта и как можно даже развитие делать бережно, грамотно и за минимальные деньги. Думаю, многие согласятся, что предложенные меры гораздо больше, чем акиматовский мега-проект могут способствовать развитию туризма и туристической культуры.
Итак, если говорить о максимально допустимом, варианте, то, полагаем, что к минимальному варианту можно было бы добавить:
Конный и конно-санный маршрут подъёма-спуска.
На имеющейся дороге от бывшего пионерлагеря «Юный Геолог» после проведения мероприятий, обозначенных в п.7 выше для минимального варианта, можно будет разрешить или создать запуск конных и конно-санных прогулок вверх до верхней части плато (но не на нём самом) и вниз. Конюшня уже имеется на месте бывшего пионерлагеря – государству следует выкупить её по стоимости, уплаченной владельцем за эту часть земли, если приватизация была легальной и возместив капитальные затраты. На крутом участке через 50 м после нынешнего шлагбаума потребуется, очевидно, поставить инерционный страховочный трос, или электролебёдку (расстояние до ближайшего распределительного щита невелико и возможно протянуть скрытый провод электроснабжения) для облегчения подъёма по нему. Сани при приближении к этому участку надо будет пристегнуть к тросу, а после прохождения его – отстегнуть. Санный маршрут привлечёт внимание и должен вызвать большой интерес у семей с маленькими детьми. На лето можно поэкспериментировать с конными повозками. Думаю, что при соблюдении правил, весь заработок от этой деятельности должен поступать операторам — владельцам лошадей и повозок.
Добавление конно-санного маршрута ограничит возможности по спуску на санках и лыжах, поэтому надо будет подумать о подготовке параллельного санного и лыжного спуска на ряде участков дороги. Поскольку это неинвазивное воздействие, создание его не представляется сложным.
Юрты на лугах по пути от ущелья Кумбель.
Юрты, как места этнического отдыха и угощения могут располагаться вдоль подъёма, но не на вершине плато – эта часть по эстетическим соображениям должна быть полностью ограждена от антропологического воздействия. Также необходимо будет разработать понятные и чёткие правила, чтобы максимизировать положительный эффект от присутствия юрт и минимизировать возможное негативное воздействие: например, не следует допускать вечеринок, алкоголя, любой музыки из динамиков и пр. Кроме того, постановка юрт предполагает необходимость размещения биотуалетов вблизи. Необходимо наиболее аккуратно подойти к этому моменту, так как избыточность в исполнении может нанести большой урон самой идее эко-парка. С другой стороны, при правильном подходе можно будет сделать эко-этно парк, где проводить, к примеру, вечера народной казахской музыки для алматинцев и туристов в аутентичной обстановке.
Мини-подъёмник.
В юго-восточном кармане плато возможно оборудование небольшого (протяжённостью 100-200м) санно-лыжного подъёмника на экологичном топливе (газ или спирт) в направлении панорамного хребта (в сторону Медео). Это позволит создать участок активного отдыха, прежде всего, для детей, не нарушив основных видов и очарования вершины урочища. Разумеется, и здесь необходима строгость и эстетичность в подходе: никакое механическое воздействие на склоны не допустимо, только небольшая беседка и, возможно, открытый «камин», чтобы дети грелись и жарили зефирчики.
Ограничения по единовременному пребыванию на плато количества людей.
Подобную меру используют многие природные парки для сохранения экосистем и ландшафтов и её необходимо предусмотреть заранее, чтобы не вызывать негативной реакции у посетителей. Скорее всего, однако, такое ограничение будет необходимо только, чтобы предотвратить спонтанные массовые мероприятия с высоким воздействием на природу.
Выполнение всех мероприятий по максимальному варианту не должно стоить более эквивалента 1 млн. долларов, что в 230+ раз меньше текущих планов акимата. Отдельно необходимо заложить расходы по демонтажу подстанции, уже построенной в урочище.
Значительно более важным, чем физическое оборудование эко-курорта в любом варианте, представляется создание долговременных условий его сохранения и эволюции. На начальном этапе невозможно предусмотреть всех вариантов развития событий, изменения климата и общества. Поэтому, необходимо:
- Создание постоянного механизма мониторинга экосистемы учёными с правом приостанавливать или ограничивать антропогенное воздействие на урочище (да и весь парк).
- Создание попечительского совета из эко-энтузиастов, многолетних посетителей и защитников Кок-Жайлау. Их задача – управлять сохранением урочища, как рекреационного эко-ресурса, через написание и обновление правил посещения, слежение за качеством троп, организации сообщества неравнодушных людей, устраивание мероприятий просветительского и поддерживающего рода. Попечители, также, должны иметь право ограничивать антропогенную нагрузку на местность.
- Служба лесничих и добровольцев. Национальный парк, куда необходимо, конечно, вернуть урочище, должен выделить повышенное количество лесничих и егерей для обеспечения сохранности эко-парка и соблюдения посетителями правил посещения.
- Создание корпуса добровольцев, помогающих егерям, и вдобавок, занимающихся просветительской деятельностью.
Кроме описанных мероприятий, необходимо также восстановить и улучшить рекреационный потенциал ущелья Кумбель ниже шлагбаума, вдоль речки Казашка/Казачка и добавить его к потенциалу Кок-Жайлау. Для этого надо:
- Однозначно запретить съезд автомобилей с дороги, оборудовав несколько парковочных карманов.
- В идеале, вообще запретить въезд автомобилей в ущелье, но возможно, необходимо делать это постепенно, предоставляя альтернативы для тех, кто привык выезжать сюда именно на авто (электроавтобус, конные повозки).
- На время, пока проезд по ущелью до шлагбаума не запрещён, сделать дорогу однополосной с участками для разъездов и автоматическим регулированием проезда. Освободившуюся часть оградить фашинами и камышовыми матами, и определить для санного (зимой) и велосипедного (летом) спуска.
- Провести реабилитационные мероприятия для растительного покрова вдоль реки.
- Оборудовать места для пикников в соответствии с принципами описанными в (I).
- Демонтировать все капитальные и временные сооружения в русле реки, кроме домика егеря Нацпарка и с запрещением любого нового строительства во всём ущелье.
- Обязать владельцев бывших пионерлагерей «Юный Энергетик» и «Юный Геолог» открыть их для посетителей или вернуть в народную собственность. Раскрыть народу обстоятельства и условия их «приватизации».
- Восстановить детский горнолыжный склон в бывшем пионерлагере «Юный Геолог».
- Ограничить скорость проезда по дороге в ущелье Кумбель до 10 км/ч принудительно, через дорожные ограничители, сделать узкие части дороги приоритетными для проезда и прохода велосипедистов, пешеходов.