Спичрайтеры руководителя управления туризма и внешних связей города Алматы насытили его речь на общественных слушаниях недостоверными фактами, а то и вовсе дезинформацией

АРГУМЕНТЫ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ

Как вы знаете, 13 ноября на сайте управления туризма и внешних связей г. Алматы выложен протокол общественных слушаний по ПредОВОС строительства горного курорта «Кокжайлау».

Я уже начал публиковать основные замечания и экспертные заключения по документу, которые были высказаны в ходе слушаний, а также направлены позже в управление туризма и приобщены к протоколу.

Продолжу это делать и впредь: конкретные аргументы против застройки урочища необходимо предавать широкой огласке. Причем нужно разбирать их «в розницу». Ведь, думаю, мало кто возьмет на себе труд внимательно изучать бесконечный протокол, где большинство этих аргументов приведено: лонгриды, тем более такие, нынче не в чести.

Сегодня я рассмотрю некоторые доводы в пользу строительства, которыми оперировал в своей вступительной речи руководитель управления туризма Максат Кикимов, открывавший слушания.

НАИБОЛЕЕ УДАЧНОЕ ИЛИ НАИХУДШЕЕ?

Цитата:

«В 2006 г. привлеченные зарубежные эксперты также единодушно определили плато «Кокжайлау», как НАИБОЛЕЕ УДАЧНОЕ (выделено мной. – В. Б.) во всех отношениях место для строительства нового горного курорта. На основании этих рекомендаций в 2012-14 гг. Управлением туризма и внешних связей г. Алматы было разработано технико-экономическое обоснование и, далее, проектно-сметная документация горнолыжного курорта международного класса «Кокжайлау».

Комментарий:

ТЭО и ПСД проекта 2014 года были разработаны на основании более позднего документа — «Системного плана развития горнолыжной зоны города Алматы». В 2012 году он был подготовлен по заказу Министерства индустрии и новых технологий канадской компанией «Ecosign Mountain Resort Planners Ltd.» (скриншот 01).

На сайте Ecosign читаем: были определены девять локаций для возможного размещения курортов – Ак Булак, Табаган, Тургень Северный, Шымбулак, Кокжайлау, БАО, Каскелен Северный и Каскелен Южный.

«Следующим этапом было подготовить планы концепции курорта для девяти локаций… Затем мы оценивали пропускную способность и сильные стороны каждой. В топе рейтинга – КАСКЕЛЕН ЮЖНЫЙ (выделено мной. – В. Б.), здесь потенциал 31 600 лыжников в день и курортная деревня на 28 500 койко-мест. Исследование было рассмотрено и принято правительством Казахстана в июне 2013 года», — пишется на сайте компании (см. скриншот 2).

Напомню, в проекте-2014 вместимость курорта «Кокжайлау» – 10000 лыжников в день (то есть втрое меньше по сравнению с «Каскеленом Южным»), в проекте-2018 – 5000 человек в день (в 6 раз меньше).

Что касается горнолыжной составляющей, то сами лыжники называют Кокжайлау НАИХУДШИМ местом в наших горах для катания – из-за коротких и по преимуществу «черных» (экстремальных) трасс и недостаточного иногда количества снега зимой.

КАК ЗАНИЗИЛИ ЗАТРАТЫ

Цитата:

«Как вы помните, и ТЭО и ПСД (проекта 2014 года. – В. Б.) прошли через Общественные слушания по разделам «ПредОВОС» и «ОВОС», а также получили положительное заключение государственной экспертизы, и было выделено 
1 млрд тенге на начало строительно-монтажных работ».

Комментарий:

11 ноября 2015 года замакима Алматы Р. Тауфиков направил в Минсельхоз письмо, из которого следует, что в 2014-2015 гг. на начало работ «из бюджетных средств затрачено 8 млрд 68 тыс. тенге» (см. скриншоты 3 и 4).

То есть в 8 РАЗ БОЛЬШЕ, чем говорит г-н Кикимов.

ГОД ЗА ДВА

Цитата:

«Однако в 2015 году указанный проект был временно
приостановлен. Мы взяли тайм-аут на 3 года и приняли взвешенное решение».

Комментарий:

Проект был заморожен в конце 2015 года. А 5 июля 2017 года аким Алматы Б. Байбек подписал постановление, которым Нуров Наиль Фаридович назначен директором ТОО «Горнолыжный курорт «Кокжайлау», впоследствии переименованного в ТОО «Almaty Mountain Resorts» (см. скриншот 5).

Эту дату можно считать точкой отсчета нового проекта. Стало быть, «тайм-аут» длился чуть более полутора лет, а не 3 года, как утверждает руководитель управления туризма.

Правда, если учесть, сколько скандального грохоту успел уже произвести в обществе этот проект, то год за два там точно идет.

ЦЕНА ШИРОКОГО ЖЕСТА

Цитата:

«В результате оптимизации площади застройки принято решение сократить площадь земельного участка, выделенного под строительство горного курорта «Кокжайлау», на 100 гектаров и вернуть его в собственность Иле-Алатауского национального парка».

Комментарий:

Этот широкий жест Б. Байбека – вернуть 100 га парку – с самого начала вызвал у меня сомнения еще летом. «Наверняка что-нибудь взамен возьмет», — подумал я тогда.

К сожалению, худшие опасения подтвердились.

Эти 100 гектаров, возвращенные в парк, представляют собой скальные участки выше горы Кумбель: для курорта они бесполезны.

Но!

В сентябре генпроектировщик курорта, ТОО «ГеоДата Плюс», подал в суд на своего партнера по консорциуму, ТОО «Almaty Mountain Resorts».

Истец обвинял ответчика, в частности, в непредоставлении для разработки следующих данных (цитирую):

«1. Правоустанавливающие документы на проектируемые земельные участки, в том числе документы с определением их границ:
1) Основной земельный участок (1002 га)
2) Под горнолыжные трассы (111,5 га)
3) Под опоры канатной дороги «Медеу — Кокжайлау»
4) Базовая станция «Медеу»
5) Подъездная дорога от границы ГК «Кокжайлау» до ул. Дулати
6) Подстанция ПС 110/10 кВ».

Иначе говоря, взамен 100 га скальных участков, возвращенных в Иле-Алатауский ГНПП, акимат берет у него же, парка, в аренду 111,5 га горных склонов, которые не входят в 1002 га территории курорта, – под горнолыжные трассы.

Где здесь засада?

Чтоб вы знали, склон на Чимбулаке тоже находится в аренде. И вы видите, как его изуродовал арендатор: вместо альпийского луга там теперь содранная почва – в результате «профилирования склона» бульдозером (фото 6).

На Кокжайлау будет то же самое, только хуже: на Чимбулаке не вырубались деревья, а на КЖ под снос пойдет 880 елей на площади 3,7 гектара.

Вот цена «благотворительности» акима, вернувшего 100 гектаров в парк.

ПРО ВАРВАРСТВО И НЕЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ

Цитата:

«Давайте признаемся себе, что людьми плато уже давно и, к сожалению, бесконтрольно осваивается. Сегодня это уже отнюдь не уголок дикой нетронутой природы. В 2017 г. количество посещений плато составило около 40 тыс., а до конца 2018 г. «Кокжайлау» по прогнозам посетит более 100 тысяч человек. И популярность плато среди пеших туристов растет каждый день.

Сегодняшнюю форму освоения «Кокжайлау» можно назвать варварской, нецивилизованной. Каждый турист вольно или невольно несет с собой продукты жизнедеятельности — бытовые отходы, остатки пищи, бутылки, пакеты и прочее. Системы сервисного обслуживания на плато сегодня не существует».

Комментарий:

В этом году урочище действительно стало посещать больше людей.

Но цифра в 40 тысяч взята, извините, от фонаря. Ее первоисточник – Наиль Нуров. Он назвал ее в интервью informburo.kz, основываясь на данных неких неназванных «старожилов». То есть на пустом месте.

Теперь эти недостоверные 40 тысяч экстраполируются до 100 тысяч.

Далее. В ходе речи г-на Кикимова, а также в других выступлениях настойчиво демонстрировались слайды с кучами мусора на Кокжайлау (скрин 7).

В октябре я занимался этой темой (см. пост «Кто насрал на Кокжайлау?» и другие). Кто именно устроил эти помойки, установить не удалось: студенты, ходившие в то время в урочище группами, дружно отрекались от авторства.

Спасибо, что в этих кучах на слушаниях не обвинили защитников урочища, хотя на это прозрачно намекали.

Тем не менее, ни г-н Кикимов, ни другие сторонники курорта ни слова не сказали о том, что их оппоненты регулярно проводят на плато субботники, а мусор, что на слайдах, убрали за неизвестными неряхами практически сразу, как его обнаружили.

10 июня в долине КЖ с помпой был проведен Большой Алматинский субботник — компанией «Visit Almaty», учрежденной управлением туризма, то есть это акиматовская «дочка». Организаторы загнали на поляну три джипа с казанами для плова (фото 8). И дали понять, что Кокжайлау – место не для экологического туризма, а для тусовки «со всеми вытекающими».

Это ли не «варварская, нецивилизованная» форма освоения урочища, о которой говорит Максат Сакенович?

К тому же из его слов следует, что 40 или 100 тысяч пеших туристов в год нанесут урочищу больший вред, чем 350 тысяч посетителей курорта (из минимального расчета 1000 человек в день). Да ну, правда, что ли?

Мы не знаем способности наших людей засрать любой доступный уголок природы? Или перед глазами нет примера Чимбулака, где на Талгарском перевале до последнего времени, пока не разгорелся скандал, стоял единственный деревянный туалет с дыркой?

НУРОВА – НА КОНЯ!

У меня еще такой вопрос: а кому, собственно, адресованы «мусорные» слайды и упреки в «варварстве и нецивилизованности»?

2 декабря 2014 года постановлением правительства 1002 га Иле-Алатауского парка переведены в земли запаса города Алматы для строительства горнолыжного курорта.

25 сентября 2018 года аким Б. Байбек подписал 3 постановления, по которым три участка Кокжайлау общей площадью свыше 500 га (или более половины территории под курорт) передаются управлению туризма в безвозмездное пользование на срок 4 года 11 месяцев. Я не владею свежими данными: возможно, к УТ перешли к сегодняшнему дню все 1002 га.

Максат Сакенович, это уже ВАША земля! То есть вашего управления. И это вы должны следить на ней за порядком! Причем сегодня, а не через два года, когда запланировали начало стройки. А не сетовать, что кто-то мусорит в урочище.

На слушаниях Наиль Нуров жарко заспорил с Юрий Дорохов — дескать, на плато нереально мусор убирать: «Поставить туда контейнер не мудрено. Как его менять?»

Здесь фантазии директору AMR не хватило. Для этого совсем не обязательно строить канатку. Достаточно установить на поляне, вблизи беседки, экологичный деревянный бак с экологичным же холщовым мешком внутри. Этот мешок будет ежедневно забирать конный «дворник», оставлять пустой, а полный спускать до шлагбаума у гостиницы «Кумбель».

Можно же как-то вместе с парком решить небольшую, по сути, проблему. А то и Наиля Фаридовича на коня посадить: всё будет больше толку, чем в городе, с его-то зарплатой в 600 тыс. тенге.

КАК ПОД ШУМОК ПРОДВИГАЮТ КЛАСТЕР

Цитата:

«Поэтапная работа по развитию алматинского горного кластера предусматривается в разрабатываемом австрийской компанией мастер-плане горного кластера с перспективой развития до 2025 года (сейчас Управление туризма и внешних связей г. Алматы этим занимается), включающий локации от Тургеня до Каскелена (Ак Булак, Лесная Сказка/Ак Тас, Табаган, Бутаковка, Алматау, Шымбулак, Кокжайлау) с инвестициями на строительство и модернизацию курортов 927 млн долларов США (не включая инфраструктуру) с созданием 30 тыс. рабочих мест. То есть государство вкладывает в инфраструктуру, в дороги, а уже частные инвесторы строят курорты».

Комментарий:

Затевая горный кластер, акимат наступает на те же грабли, что и с Кокжайлау, и закладывает очередную мину замедленного действия.

Проект не обсуждается с общественностью на самых ранних стадиях, как того требует Орхусская конвенция.

Презентация мастер-плана кластера, подготовленного австрийской компанией MasterСoncept, кулуарно, под шумок кампании в защиту Кокжайлау, прошла в акимате 25 июля с. г. В ней участвовали чиновники и заинтересованные бизнесмены. Из общественников приглашение получила только Елена Ерзакович (Yelena Yerzakovich).

Хотя на этой стадии должны быть публичные слушания. Потому что вопросов масса.

Зачем Алматинскому региону сразу десяток курортов?

Кто считал экономическую целесообразность очередного мегапроекта, если сегодня Чимбулак по выходным полупустой?

Чем обоснована цифра в 30 тыс. рабочих мест, когда списочный состав персонала курорта «Кокжайлау» — лишь 268 человек, а его стоимость в $230 млн составляет четверть цены всего проекта в $927 млн?

Кто эти «частные инвесторы»? Назовите хоть одного.

Вам что — почти миллиард долларов девать некуда? Или вы по обыкновению хотите его просто «освоить»?

Без честных, оперативных и публичных ответов на эти вопросы вы рискуете получить еще одну кампанию против застройки, гораздо более масштабную.

НЕКРАСИВЫЙ НАЕЗД

Цитата:

«В России реализован крупнейший горнолыжный кластер «Красная Поляна — Сочи». Кстати, самый дорогой зимний российский горнолыжный курорт, при реализации которого были серьезные недовольства со стороны общественности и экологов. И я задаюсь вопросом, где был тогда господин Александр Владимирович Хорошев, который сегодня пишет экспертное заключение к ПредОВОС ТЭО «Кокжайлау»? И мне совсем не понятна цель, которую он преследует. Может, речь идет о конкуренции?! Может, он болеет за одно, а не болеет за другое?»

Комментарий:

Я уже писал про этот некрасивый и несправедливый наезд на московского ученого (см. «От кого зависят независимые эксперты» от 7 ноября).

Повторюсь: Александр Хорошев проработал в Сочи 8 (восемь) лет, участвуя в подготовке ежегодных экологических отчетов для Олимпийского комитета России, которые затем передавались в МОК. Именно этот опыт и помог ему составить подробное экспертное заключение о том, какие риски несет проект «Кокжайлау».

Кто подсказал г-ну Кикимову дурную идею бросить тень на авторитетного ученого, доктора наук и подсунул ему откровенную дезинформацию?

ПРИПИСКИ В «НЕПРЕРЫВНОМ ДИАЛОГЕ»

Цитата:

«Сегодня над ТЭО мы неукоснительно следовали принципу максимальной открытости, прозрачности. Весь год мы находились в непрерывном диалоге со всеми, кто интересовался темой возможного строительства горного курорта на плато «Кокжайлау». Многие из присутствующих здесь принимали участие в наших презентациЯХ,
круглых столАХ, пресс-завтракАХ, где мы презентовали все ключевые решения по разрабатываемому проекту» (буквы выделены мной. – В. Б.). 
Комментарий:

Ну, положим, сам Максат Сакенович «неукоснительно следовал» и «находился в непрерывном диалоге» не «весь год», а с середины лета, когда сменил на этом посту Ерлана Жайлаубая.

Наверное, поэтому он ошибочно называет мероприятия, которые прошли до него, во множественном числе.

В действительности состоялись:

1 (один) «круглый стол» — 21 февраля в библиотеке КазНУ,

1 (один) пресс-завтрак – 21 мая в MyCafe,

1 (одна) презентация концепции курорта – 31 мая в отеле Holiday Inn.

Уже при г-не Кикимове 23 августа прошел брифинг, где тема курорта была одной из многих.

21 сентября состоялась конференция, организованная Ассоциацией экологических организаций Казахстана, где Наиль Нуров поругался с Айгуль Соловьева (Aigul Solovyeva), председателем правления ассоциации.

А также в конце сентября в управлении туризма за закрытыми дверями встретились по поводу предстоящих слушаний Максат Кикимов, Наиль Нуров, Ажар Джандосова и Вадим Ни (Vadim Nee). Эту встречу на суде юрист AMR Данияр Джунусов пытался выдать за «круглый стол».

Вот и вся прозрачность с открытостью, если не считать ряда агитационных интервью Н. Нурова «за курорт» в СМИ.

Простите, но в «непрерывном диалоге» наблюдаются приписки.

ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Я не склонен возлагать всю ответственность за приведенные здесь недостоверные сведения, подтасовки и фактические ляпы на одного лишь Максата Кикимова.

Они – на совести тех, кто готовил ему речь. Кто эти спичрайтеры? Можно предположить, что они работают в управлении туризма и/или в ТОО «Almaty Mountain Resorts», а также в ТОО «Информационный туристский центр Алматы» (Visit Almaty).

Искажая цифры и факты и выдавая желаемое за действительное, эти люди крупно подставили руководителя управления туризма, который публично транслировал недостоверную информацию аудитории в 600 человек.

И у меня есть основания думать, что они сделали это намеренно.