Аблай Кондыбаев, радостно возвестивший о сборе 100 тысяч подписей «за» курорт «Кокжайлау», является внештатным советником Наиля Нурова, гендиректора ТОО «Almaty Mountain Resorts» — управляющей компании по строительству курорта «Кокжайлау»

DREAM TEAM НАИЛЯ НУРОВА

Весь этот год Наиль Нуров (см. фото 1) на нечастых встречах с журналистами и общественностью постоянно с гордостью говорил о своем ТОО: «моя (наша) команда». Правда, путался с ее численностью: то у него было 6 человек, то 7. Как-то я предположил, что сам он иногда причисляет себя к коллективу, а иногда нет.

Но интереснее то, что Наиль Фаридович, за редким исключением, не показывал и не представлял членов своей дружины.

И я очень хотел выяснить – кто они. Наконец мне это удалось.

Штат ТОО «Almaty Mountain Resorts» из 7 человек утвержден финотделом городского акимата:

1. Наиль Нуров – генеральный директор.

2. Ирина Годяева – ассистент гендиректора.

3. Данияр Джунусов – юрист.

4. Гани Нурмагамбетов – специалист по госзакупкам.

5. Зада Маукенова – бухгалтер.

6. Куат Куандыков – главный специалист.

7. Мадина (к сожалению, фамилию не узнал) – секретарь.

ПОЛЁТ ШМЕЛЯ

Кроме Нурова, из всех перечисленных я знал в лицо только юриста Джунусова: он участвовал в круглом столе по проекту «Кокжайлау» 21 февраля в библиотеке КазНУ.

Поближе я познакомился с Данияром в сентябре-октябре – в ходе суда по иску генпроектировщика, ТОО «ГеоДата Плюс», к ТОО «Almaty Mountain Resorts».

Когда он выступал на процессе, я не успевал следить за его мыслью: она была лишена всяких нудных юридических терминов, ссылок на статьи законов и допустимых доказательств — зато смела, вдохновенна, стремительна и непредсказуема, как полет шмеля. И я проникся к Данияру неподдельной симпатией.

А затем и сочувствием. На одном заседании выяснилось, что доверенность на представление интересов ТОО «AMR» в суде выдана Джунусову Нуровым 4 сентября 2018 года, а ее срок действия истекает… 3 сентября 2018 года. Судья Ашимханова громко возмущалась: «Как можно быть таким тупым!», не поясняя, кому из двоих адресует эту фразу. Потом прервала заседание и сказала, чтобы в следующий раз юрист принес нормальную доверенность.

Также я видел Джунусова на общественных слушаниях 4 ноября. Возможно, был еще кто-то из ТОО «AMR», но, поскольку Наиль Фаридович никого до этого не светил, опознать их не удалось.

ПЕШЕХОДНЫЕ ТРОПЫ ТОО «AMR»

Собственно к проекту курорта из всего персонала ТОО «AMR» профессиональное отношение имеет лишь один человек – главный специалист Куат Куандыков. Он исполняет функции менеджера по проектированию и строительству. В его задачу входят прием и оценка разрабатываемого технико-экономического обоснования (ТЭО).

Как-то после судебного заседания я спросил директора «ГеоДаты Плюс» Людмилу Кузнецову: «Ваш партнер по консорциуму – ТОО «AMR» — принимал участие в разработке ТЭО или только осуществлял общее руководство процессом?»

Людмила Антоновна рассказала: «Они взялись сделать раздел «Анализ пешеходных троп». Он был выполнен на невысоком уровне. Нуров неоднократно заявлял, что они вели мониторинг посетителей на пешеходных тропах, поэтому мы надеялись получить проработанный раздел с соответствующей аналитикой и предложениями. Но не случилось. В июле я написала гг. Нурову и Жайлаубаю (экс-руководитель управления туризма. – В. Б.) письмо, в котором изложила около 20 серьезных замечаний к этому «анализу». Нуров на мое письмо с комментариями ответил, что они не специалисты и «дорабатывайте сами как генпроектировщик». В конце концов, я не стала включать их раздел про тропы в ТЭО – мы сделали свой».

Что и требовалось доказать и о чем я не раз писал: в ТОО «AMR» нет серьезных экспертов, которые профессионально разбираются в сути проектирования вообще и горных курортов в частности.

А в специалистах «не мешки ворочать» у нас дефицита никогда не было.

Содержание ТОО «AMR» обошлось налогоплательщикам как минимум в 66 млн тенге за год (зарплата сотрудникам и аренда офиса), или 34% от стоимости разработки ТЭО.

ПАЗЛ СЛОЖИЛСЯ

За рамками штатного расписания остался еще один сотрудник. Это внештатный советник Наиля Нурова – Аблай Кондыбаев (Ablay Kondybaev) (см. фото 2).

Я пару раз писал о нем. На Универсиаде-2017 в Алматы он возглавлял волонтеров. А у руля дирекции по проведению студенческих соревнований стоял Наиль Фаридович.

В профиле Аблая на фейсбуке указано: работал председателем в ОФ «Лига Волонтеров». (Фонд учрежден 3 июня 2014 года Азизом Кажденбеком и Дианой Уcпановой, см. скриншот 3.)

15 ноября Кондыбаев отрапортовал в посте: «Мы собрали 100 тысяч подписей в поддержку курорта Кокжайлау!» (см. скриншот 4.)

Пазл у нас как будто сложился. Но осталось несколько вопросов.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

Во-первых, кто эти «мы», от имени которых говорит Аблай Кондыбаев?

«Лига Волонтеров»? Прямой отсылки на нее в посте нет. Но это можно предположить: Аблай же работал председателем фонда.

Во-вторых, тогда можно сделать другое предположение — за сбором подписей стоит Нуров: ведь Кондыбаев является его внештатным советником. Да и кто-то же уполномочил «Лигу» сделать заявление о 100 тысячах.

В-третьих. Нас уверяют, что в учебных заведениях и госконторах голосовали «за» курорт свободно, добровольно и осознанно. Напомню, «гражданская сознательность», как эпидемия, проснулась в этих учреждениях одномоментно, буквально на следующий день после общественных слушаний 4 ноября. И те, кто отрицает, что тут была команда «сверху», пусть почитает сборник Акунина «Сказки для идиотов».

Но вряд ли на руководство школ, вузов и госучреждений мог повлиять лично Нуров, не говоря о кручендайских пацандар из «Лиги Волонтеров». Конечно, Наиль Фаридович — топ-менеджер авторитетный, но не до такой же степени. Тут нужно было распоряжение из инстанции повесомее, чем ТОО «AMR».

Заместитель акима города Асель Жунусова курирует управление туризма, а заодно и проект ГК «Кокжайлау». А управление образования подчиняется другому замакима, Арману Кырыкбаеву.

Здесь передо мной открывается гадательная сфера, вступать в которую без доказательств я не люблю.

Поэтому вопрос: «Кто именно отдал приказ собирать подписи в поддержку курорта?» — пока остается без ответа.

Что касается Аблая Кондыбаева – заметьте, я ни одним словом не заподозрил его в корысти. Верю, что он работает у Нурова бесплатно, по велению души. (Я же веду своё расследование без денег, из профессионального интереса, и пусть кто-нибудь докажет обратное, желательно не голословно.)

Хотя не представляю, что можно насоветовать Нурову, тем более внештатно: ведь он никого не слышит – только своё сердце-вещун. Да еще Байбека иногда.

ФЕЙКОВОЕ СОБЫТИЕ

21 ноября на Медиакурылтае была очень интересная панель – о фактчекинге. То есть о том, как надо отличать правдивую информацию от фейковой.

В конце я задал вопрос: «А если само событие было фейковым, считается ли фейковой новость о нем?»

И привел в пример заявление о сборе 100 подписей в поддержку курорта, назвав несколько причин, по которым считаю его фейковым.

1. Кто считал эти подписи? Нигде не сказано. Хотя, например, защитники урочища в ходе слушаний передали в секретариат собрания папку с 19230 подписями – поставленными как на бумаге, так и под интернет-петицией. Все их можно перечесть и проверить. Когда я пишу эти строки, под петицией против курорта проголосовали уже более 31500 человек. А в случае с «Лигой Волонтеров» потребителю информации в число 100.000 предлагают верить на слово.

2. Заполненные подписные листы являются недействительными, поскольку на них не указано, за что или против чего реципиент отдает голос, а на некоторых графы с фамилиями заполнены одним почерком. Насколько я понимаю, никакой экспертизы «всенародного вотума доверия» не проводилось. И эти бумажки можно использовать с какой угодно целью – например, как голоса за досрочные выборы президента. Стоит только заменить слоган на плакатах в руках студентов (фото 5).

3. После многочисленных сигналов о том, что сбор подписей проводился одновременно, организованно, а иногда под давлением, его конечные результаты вызывают серьезные сомнения.

Плюс к этому 20 ноября я опубликовал пост «Тендер волонтёров», где рассказал о том, что «Лига Волонтеров» в 2017-18 гг. выиграла 9 конкурсов управления акимата по вопросам молодежной политики и заключила с ним договоры

почти на 39 млн тенге, а фактически исполнила на 28 млн.

И вот теперь выясняется, что один из лидеров «Лиги» внештатно работает у директора управляющей компании по проектированию и строительству курорта «Кокжайлау».

Что было целью сбора подписей и новости о 100 тысячах подписавших? Показать, что сторонников курорта как минимум втрое больше, чем противников.

Все названные мной причины позволяют говорить о том, что эта кампания затеяна заинтересованной стороной, ТОО «AMR», которое хочет любым способом протащить проект, и что ее итоги недостоверны. А потому не могут считаться объективными и правдивыми.

Если не говорить обиняками, то это фейк.

Даже акиматовский телеканал «Алматы» сюжет «100 тысяч подписей собрано молодежью в пользу строительства «Кокжайлау» со своего сайта удалил.

И на ресурсе висит сообщение: «Ошибка 404. Такой страницы не существует». Хотя из имени файла видно, что она там была (см. скриншот 5).

ПРОТОКОЛ ПОКАЗАЛ КАРТИНУ МАСЛОМ

На чьей же стороне общественное мнение?

На общественных слушаниях 4 ноября численный перевес вроде бы был на стороне поклонников курорта.

Но только ленивый не написал, что его достигли с помощью административного ресурса: в 8 утра, за 2 часа до начала, фойе гостиницы «Казахстан» уже было заполнено неравнодушными студентами и преподавателями (и это в воскресный день!). Однако по ходу собрания многие из них покинули Ball Room, а некоторые спали.

В числе выступавших «за» курорт были и искренние адепты ГК «Кокжайлау», и те, кого «попросили», и люди, зависящие от акимата. Среди них — известные персоны: общественные деятели Айдос Сарым (Aidos Sarym), Мухтар Тайжан, режиссер Ермек Турсунов, клоун Мурат Мутурганов и другие.

Однако все их речи объединял агитационный характер, никто не говорил по существу темы слушаний – оценки воздействия строительства на окружающую среду.

Тогда как более десятка защитников урочища, вышедших к трибуне, сфокусировались именно на критике ПредОВОС. То есть, в отличие от оппонентов, они хотя бы изучили обсуждаемый документ.

Когда был опубликован протокол слушаний, включивший не только их стенограмму, но и замечания, присланные позже в управление туризма, картина поменялась кардинально.

Из полутора сотен комментариев только два были «за» курорт, а в остальных доминировало резко негативное отношение к застройке Небесного пастбища.

Видимо, сторонники горного курорта после слушаний сочли свою миссию исчерпанной.

СОЦСЕТИ КАК ИНДИКАТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

На мой взгляд, более точный индикатор общественных настроений – социальные сети.

До слушаний в пользу курорта регулярно писали считаные, но последовательные блогеры – например, Куат Домбай (Kuat Dombai) и Диляра Айдарбекова, супруга Арманжана Байтасова (в 2013-14 гг. он был активным сторонником ГЛК «Кокжайлау», нынче предпочитает публично не «топить» за стройку). После 4 ноября к ним присоединился Мухтар Тайжан.

(Я называю только знаковые фигуры, буду благодарен, если в комментариях подскажете кого-то еще.)

Что касается защитников урочища, то они были многочисленны и активны в соцсетях и до слушаний, а после количество их сторонников выросло в разы.

Возмущение возможным уничтожением Небесного пастбища выплеснулось за просторы фейсбука и растеклось по инстаграму и YouTube.

Всё чаще свою гражданскую позицию по этой горячей проблеме выражает молодежь, чего почти не было прежде.

Кроме «старых» активистов, по разным причинам против строительства на Кокжайлау публично высказались известные люди:

— депутат мажилиса Галина Баймаханова;

— финансисты Умит Шаяхметова, Айдан Карибжанов (Aidan Karibzhanov), Азамат Джолдасбеков (Azamat Joldasbekov));

— бизнесмены Ерлан Оспанов (Erlan Ospanov; 13 июля, отвечая на мой вопрос, Ерлан сказал, что такой же точки зрения придерживается и Булат Утемуратов), Маргулан Сейсембай, Жанна Субханбердина (Zhanna Subkhanberdina), Эмина Кужамуратова, Рахим Ошакбаев (Rakhim Oshakbayev), Бауржан ШукеновШакир Исламбакиев (Shakir Islambakiyev);

— кинорежиссер Жанна Исабаева, продюсер Разия Хасанова, актеры Ануар Нурпеисов, Чингиз Капин (Chingiz Kapin), Айсулу Азимбаева, Санжар Мади, шоумен Адиль Лиян (Adil AL Liyan);

— художники Сауле Сулейменова (Saule Suleimenova),Суинбике Сулейменова (Suinbike Suleimenova), Медина Базаргалиева (Medina Bazargaliyeva);

— благотворитель Аружан Саин (Aruzhan Sain);

— биатлонистка, обладательница серебряной олимпийской медали Елена Хрусталева (Elena Khrustaleva);

— урбанист Анель Молдахметова (Anel Moldakhmetova);

— журналисты Асель Караулова (Assel Karaulova)Салима ДуйсековаМаржан Ельшибаева (Marzhan Elshibaeva)Марат АсиповМади Мамбетов (Madi Mambetov);

— ученые: Виталий Сальников, декан факультета географии КазНУ им. аль-Фараби, Владимир Вуколов, руководитель НИИ туризма университета «Туран»;

— путешественник Магжан Сагимбаев (Magzhan Sagimbayev, Казахское географическое общество);

— блогеры Асель Баяндарова (Asel Bayandarova)Мадина МусинаАлишер Еликбаев (Alisher Yelikbayev), Анель, Katherine KoshkoАзиз Заиров (Aziz Zairov), защитник прав инвалидов;

— вайнеры Нагимуша, asseliina (Youframe),

— общественный деятель Михаил Беляков (движение «paketamnet»)

— и многие другие, извините, что не упомянул всех.

Может, всех этих людей Наиль Нуров тоже назовет «горлопанами» и «любителями похайповать»?

22 ОЧКА

23 августа аким Алматы Бауыржан Байбек во всеуслышанье заявил: «Если общественность нас не поддержит, мы откажемся от проекта [«Кокжайлау»]».
https://tengrinews.kz/…/obschestvennost-podderjit-otkajems…/

А 9 ноября, через 5 дней после слушаний, на межрегиональном форуме сотрудничества Казахстана и России он уже показал проект президентам Назарбаеву и Путину и сказал, что курорту – быть.

Телевизионной картинки из гостиницы «Казахстан» оказалось ему достаточно для вывода: «общественность поддержала».

Так что 100 тысяч подписей, о которых объявили 15 ноября, оказались лишними, избыточными, «22 очками».

Инициаторы кампании намеревались продемонстрировать победу над оппонентами с крупным счетом. Но этот фарс сыграл с ними злую шутку: он в очередной раз скомпрометировал и сам проект, и акимат, доверие к которому уже упало ниже ватерлинии.

КАКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ИМЕЕТСЯ В ВИДУ?

Так какую общественность вы имеете в виду, господин аким?

Зависимых людей, что смотрят вам в рот и исполнят всё, что ни пожелаете?

Или неравнодушных свободных граждан, которые имеют собственную позицию и не боятся ее высказать?

Как говорил Авраам Линкольн, «обманывать одного человека можно всю жизнь, группу людей — бесконечно долго, но весь народ обманывать бесконечно долго невозможно».

А заниматься самообманом — еще и чревато для того, кто это делает.