Планирование вырубки краснокнижных деревьев: 433 яблонь Сиверса и 180 абрикосов — для строительства подъездной дороги до границы курорта «Кокжайлау» есть не что иное, как приготовление к совершению преступления, предусмотренного статьей 339 УК РК

ТОПОР ДЛЯ КРАСНОЙ КНИГИ

В понедельник, 4 марта, в колонке «Что происходит с проектом курорта «Кокжайлау»?», опубликованной на informburo.kz, я написал, что в начале апреля администрация Иле-Алатауского государственного природного парка (ГНПП) проводит тендеры на выдачу разрешений на использование под объекты строительства участков парка в долгосрочное пользование (до 49 лет. – В. Б.) для осуществления туристской деятельности.

Напомню, первый раунд аналогичных тендеров состоялся в середине февраля. На этих конкурсах в общей сложности перейдут в аренду 36 участков ГНПП разной площади: от 10 соток под опоры гондольной трассы с Медео на Кокжайлау до 111,5 га под прокладку горнолыжных трасс на южных склонах урочища.

А лот № 48 подразумевает отведение 17 гектаров под строительство подъездной автомобильной дороги от улицы Дулати до границы курорта «Кокжайлау».

4 ноября 2018 года на общественных слушаниях по проекту рассматривались две отдельные ПредОВОС (предварительных оценки воздействия на окружающую среду) – строительства курорта и подъездной дороги.

Так вот, во втором документе (он до сих пор висит на сайте ТОО «Almaty Mountain Resorts») на странице 70 в главе 12 «Оценка воздействия на флору и фауну» указано ориентировочное количество зеленых насаждений, подлежащих сносу, то есть вырубке, согласно трем вариантам проекта (см. скриншот 1).

Предпочли третий вариант, и по нему под топор пойдут «порядка 5243 деревьев, в том числе яблоня Сиверса – 433 шт., абрикоса обыкновенного – 180 шт.».

На всякий случай повторю, что оба этих вида занесены не только в Казахстанскую, но и в Международную Красную книгу как редкие и исчезающие. И находящиеся под охраной государства.

ПЕРЕПИСАТЬ ЗАКОН ИЛИ КРАСНУЮ КНИГУ

В понедельник вечером получаю письмо от Сергея Скляренко (Sergey Sklyarenko), директора Центра прикладной биологии Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана.

Сергей Львович пишет:

«О вырубке яблонь и абрикоса (краснокнижников) на КЖ. Не так давно заглядывал в закон «Об особо охраняемых природных территориях» и заметил интересную вещь, на которую не обращал внимания раньше:

«Статья 32-1. Красная книга Республики Казахстан

5. Изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, их частей или дериватов осуществляется на основании решения Правительства Республики Казахстан для:

1) размножения в специально созданных условиях;
2) научных исследований;
3) селекции» (конец цитаты).

Это — исчерпывающий список целей.

То есть намеренно срубить ни одной яблони Сиверса для дороги нельзя в принципе, даже при решении Правительства, потому что такое решение будет незаконным. Яблоня может только умереть своей смертью.

Таким образом, для дороги на КЖ надо или переписать закон, или вывести яблони из Красной книги» (конец письма).

Я немедленно залез в поиск и нашел самую последнюю редакцию закона об ООПТ от 1 января 2019 года. Всё именно так, как описывает учёный Скляренко (см. скриншот 2).

 

 

КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВЫРУБКУ СОСТАВЯТ 13,5 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ

Не преминул я заглянуть и в Уголовный кодекс РК: должен же закон наказывать за порубку краснокнижных растений. Так и есть:

«Статья 339. Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами

Незаконные добывание, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылка, перевозка или уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений или животных, их частей или дериватов, а также растений или животных, на которых введен запрет на пользование, их частей или дериватов, а равно уничтожение мест их обитания —

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Кстати, снос 880 елей Шренка на склонах Кокжайлау под прокладку горнолыжных трасс, хотя они и не занесены в Красную книгу, тоже карается, согласно следующей, 340-й статье УК РК.

Правда, там санкции поскромнее: от 200 МРП за дерево (поскольку склоны хоть и планируют сдать в аренду, но они находятся на особо охраняемых территориях нацпарка) до ареста на 50 суток.

Возьмем минимальное наказание. МРП сейчас составляет 2525 тенге.

Таким образом, штраф за яблони Сиверса и абрикосы составит 4 млрд 643 млн 475 тыс. тенге: 2525 х 3000 х 613 (433+180).

За ели Шренка – 444 млн 400 тыс. тенге: 2525 х 200 х 880.

Итого: 5 млрд 087 млн 875 тыс. тенге. По текущему курсу – около $13,5 млн.

Если честно, я не в курсе, закладывались ли 5 миллиардов тенге компенсации за порубку в смету строительства курорта и дороги.

Но знаю точно, что никому из акимата, управления туризма, ТОО «Almaty Mountain Resorts», проектировщиков, экспертов, одобривших проект, а тем строителей лично раскошеливаться не придется.

Деньги просто перекочуют из одного государственного кармана в другой.

Но дело, по моему глубокому убеждению, здесь даже не в деньгах. А в гораздо более серьезных вещах.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ТУПИК

Я созвонился с Сергеем Скляренко. И мы обсудили такой вопрос: есть ли юридический механизм разрешения этой проблемы?

Постановление правительства о переводе 1002 га урочища Кокжайлау из ООПТ Иле-Алауского нацпарка в земли запаса города Алматы для строительства курорта – есть. Оно издано 2 декабря 2014 года.

2 апреля Нацпарк, скорее всего, отдаст в долгосрочную аренду 17 га под строительство дороги.

Но постановления правительства об изъятии из природы шести с лишним сотен краснокнижных деревьев – нет!

Однако даже если бы оно появилось, то было бы незаконным. Потому что, повторюсь вслед за Скляренко, цели изъятия ограничены «размножением в специально созданных условиях; научными исследованиями; селекцией».

Никакой вырубки редких и исчезающих видов растений для строительства дорог закон об ООПТ не предусматривает!

И правильно пишет Сергей Львович: тут надо либо вносить поправку в закон, либо исключить яблоню Сиверса и абрикос обыкновенный из Красной книги.

Первое-то можно сделать, хотя и потребует времени: это не просто бумажку подмахнуть. Пусть попробуют организовать поправку в закон. Она же должна быть рассмотрена в профильном министерстве, получить добро в правительстве, пройти мажилис, сенат. Наконец, нужен указ президента. А всё это займет неизвестно сколько времени. Иначе придется демонстративно ломать закон через колено. А это откровенный беспредел.

Со вторым будет посложнее, поскольку оба этих исчезающих вида растений находятся под защитой не только нашего государства (как выясняется, ненадежной), но и Международного союза охраны природы.

Может, кто-то из юристов знает выход из этого правового тупика?

ВОЛЬНЫЕ И НЕВОЛЬНЫЕ СОУЧАСТНИКИ

А если его не найдут, получится, что организации, имеющие отношение к проекту, не просто знали о приготовлении к совершению уголовного преступления. ФАКТИЧЕСКИ ОНИ САМИ ЕГО ГОТОВИЛИ.

Об этом и 31 мая на презентации концепции курорта, и 4 ноября на слушаниях громко заявлял активист Абай Ерекенов. Но его не хотели слушать.

Спросите, как готовили? Всячески пропагандировали будущий курорт. Тратили государственные деньги на разработку проекта дороги к нему, который содержал в себе нарушение закона. Обсуждали его на общественных слушаниях. Приглашали туда уважаемых людей в качестве соучастников готовящегося противоправного деяния, которые «топили» за курорт.

Оговорюсь, соучастниками те оказались поневоле, потому что, насколько я мог судить по выступлениям, никто из них не читал ПредОВОСы, которые обсуждались.

В том числе не читал и Мухтар Тайжан, который убеждал меня в конце прошлого года на дебатах, что этой дороги вообще в проекте не существует. И потрясал при этом генпланом курорта.

На карте курорта дорога действительно не обозначена. Потому что это два связанных, но разных проекта – курорт и дорога. Поэтому и ПредОВОСы их строительства презентовали на слушаниях отдельно.

А без дороги курорт не построишь: доставлять стройматериалы на плато вертолетами или дирижаблями никто не собирается.

ОБРАЩАЮСЬ К ЭКСПЕРТАМ

Я больше не хочу апеллировать к управлению туризма и ТОО «Almaty Mountain Resorts», поскольку за минувший год неоднократно был свидетелем их юридических импровизаций.

Обращаюсь к экспертам, которые будут проводить комплексную вневедомственную и государственную экологическую экспертизу технико-экономического обоснования (ТЭО) курорта «Кокжайлау» и подъездной дороги.

Надеюсь, у вас есть профессиональные юристы, которые установят в ПредОВОС дороги грубейшее противоречие закону «Об особо охраняемых природных территориях».

И не позволят выдать заказчику проекта, управлению туризма города Алматы, положительное заключение экспертизы.