Письмо адресовано государственным органам: Министерству индустрии и новых технологий, Министерству сельского хозяйства, Министерству охраны окружающей среды, Министерству финансов, Акимату г. Алматы, политическим партиям Казахстана, а также Президенту и депутатам парламента.


Практически одновременно в средствах массой информации и социальных сетях началось обсуждение этих планов. И сразу появились противники строительства. Одни из них оспаривают целесообразность строительства курорта, его рентабельность и привлекательность для туристов, доказывают, что место для курорта выбрано неудачно.

Другие говорят, что Кок-Жайлау – не просто часть национального парка, это любимое место отдыха горожан, поэтому его нельзя застраивать. Можно построить в другом месте, даже на территории парка, только не на Кок-Жайляу. Наконец, третьи призывают соблюдать международное и национальное законодательство, ссылаясь на то, что национальные парки не созданы для подобных видов деятельности.

Закон не разрешает строить курорты на их территориях, поэтому – никаких курортов, только экологический туризм.

На обращение общественности пришли ответы из Сената, Министерства финансов, Министерства охраны окружающей среды и некоторых других ведомств.

Их суть можно изложить двумя фразами. Пока никаких проектов нет, точное место для курорта не выбрано, строительство на Кок-Жайляу «не предусмотрено государственными программами» (1). Когда документы будут подготовлены, они должны пройти целый ряд экспертиз и согласований, в том числе с участием общественности.

Отдельно стоит письмо Министерства индустрии и новых технологий. Его руководство ни сколько не сомневается в том, что «проект полностью соответствует политике государства диверсифицировать экономику».

Но при этом министерство признает, что «одной из основных задач разработки проектной документации будет являться минимизация обрабатываемой площади, в особенности лесных массивов». «Важным для международного имиджа курортов является следование принципам устойчивого развития и постоянного улучшения экологической ситуации» (2). Из этого можно сделать вывод, что проект полностью не соответствует государственной программе сохранения биологического разнообразия, так как сначала предполагается нанести природе ущерб, а потом улучшать ситуацию. Судя по тону письма, министерство не сомневается в том, что все экспертизы дадут добро на строительство и общественность единодушно выскажет нужное мнение.

Видимо, основываясь на подобных безапелляционных суждениях Акимат г.Алматы без технико-экономического обоснования строительства курорта, не имея сведений о точном месте его размещения, инициировал изменение административных границ города. Цель – включить в его границы урочище Кок-Жайляу и ряд других территорий национального парка. При этом ни в одном письме не была упомянута Отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства от 10 сентября 2010 года № 924 и направленная на «создание условий по сохранению и восстановлению природных экосистем» (3).

Чтобы как-то оправдать пренебрежение этой правительственной программой, авторы ответов указывают, что национальный парк не утратит своего статуса после изменения границ города и области. Тем не менее, для осуществления строительства необходимо включить Кок-Жайляу в границы Алматы. Сразу возникает вопрос, а что с включением данных территорий в черту города планируется ограничить функции администрации национального парка? Ведь как показывает многолетний опыт, почти все территории, включенные в черту города за последнее десятилетие, интенсивно застраиваются, в том числе и природный парк «Медеу».

То есть передача земель нужна для того, чтобы пустить земли национального парка под застройку.


Возникает вопрос, почему в ответах государственных ведомств столько противоречий, ведь они должны опираться на экологическую политику, международные обязательства, принятые Казахстаном, и национальное законодательство?

Экологической политики в стране как не было, так и нет. Принимаемые государством отдельные планы, концепции, программы, как правило, плохо подготовлены, ставят взаимоисключающие цели, поэтому не отличаются высокой эффективностью. Ярким примером являются противоречия программы «Жасыл-Даму» и проекта освоения Кок-Жайляу.

Горнолыжные комплексы никогда не способствовали сохранению биологического разнообразия, зато всегда оказывали негативно влияние на состояние природной среды. Разумеется, это не асфальтовый завод, но и далеко не дружественная дикой природе хозяйственная деятельность.

Отсутствие экологической политики отрицательно влияет на качество законов, которые отражают все метаморфозы и хитросплетения правительственного курса. В последние годы наметилась явная тенденция к смягчению режима охраняемых природных территорий и лояльному отношению к его нарушениям. Например, из закона «Об особо охраняемых природных территориях» удалены положения о выводе посторонних землепользователей за пределы ООПТ (4). Зато введены пункты о долгосрочном пользовании (читай – аренде) (5), которое фактически стало скрытой формой распродажи национальных парков. А чего стоит перевод земель ООПТ в земли запаса?! Теперь в эту категорию, куда отнесены земли ядерного полигона, земли, с высшим уровнем загрязнения (6), могут быть включены и… особо ценные земли объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО! Согласно законодательству общественность, практически, не может участвовать в управлении особо охраняемыми природными территориями.

Становится очевидным, что отдельными чиновниками, а порой и ведомствами, проводится политика, защищающая частные интересы, а не общественные или государственные.

При таком «гибком» подходе в один прекрасный день в законе может появиться формулировка о том, что национальные парки – это территории, предназначенные для строительства VIP-коттеджей, а краснокнижные животные являются объектами для охоты VIP-персон.

Соблюдение законов, в частности «Об особо охраняемых природных территориях», тоже не выдерживает никакой критики. Многочисленные публикации в прессе, акты проверок, доклады, справки наполнены сведениями о захватах земель, строительстве особняков, о нарушениях строительных норм и правил, произволе арендаторов, о свалках, пожарах, грабежах и убийствах. И, наконец, о свастике, которая стала уникальным атрибутом Иле-Алатауского национального парка. Парк с каждым днем делается все опаснее и опаснее для местных жителей, туристов и сотрудников.

В то же время, за 15 лет большая часть границы национального парка не обозначена на местности, указателей нет даже в Малом Алматинском ущелье. Номинация Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия отложена на неопределенное время, а продолжающееся разрушение его экологических систем с каждым годом снижает шансы на включение в Список.

Говорить о соблюдении Казахстаном требований международных природоохранных конвенций, касающихся особо охраняемых территорий, можно лишь с большими оговорками.


 

В связи с идеей строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу, начинается новый виток вокруг и около законных действий. Официальные лица заявляют о том, что курорт будет строиться в полном соответствии с законом. Но реальных подтверждений этим заявлениям не видно.

Например, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 закона «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» для решения вопросов административно-территориального устройства на региональном уровне, то есть изменения границ города и области, среди прочих документов необходимы акт научной экспертизы и экономический расчет по проводимым преобразованиям.

25 мая 2012 года Экологическое общество «Зеленое спасение» обратилось в Акимат и Маслихат г.Алматы с просьбой предоставить названные документы. Они предоставили только копию постановления Акимата г.Алматы о включении земель Алматинской области в черту города, без акта научной экспертизы и без экономического расчета.

В связи с этим 9 августа 2012 года ЭО вторично послало запрос. 16 августа получило ответ Маслихата, что акт научной экспертизы и экономический расчет «… не входит в перечень документов, представленных на согласование в местный представительный орган» (7). Следует ли понимать, что согласование осуществлялось с нарушением пункта 5 статьи 15 закона «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»?

27 августа на аналогичный запрос пришел ответ из Управления земельных отношений города Алматы, в котором акт научной экспертизы и экономические расчеты даже не упоминаются (8).

В связи с подобными туманными заявлениями государственных органов ЭО направило запрос в прокуратуру. 12 июля Прокуратура Алматинской области сообщила, что акт научной экспертизы и экономические расчеты все-таки существуют (9). Так кто же, в таком случае, вводит общественность в заблуждение? Чтобы это выяснить, ЭО направило новый запрос.

15 марта 2012 года начальник Управления туризма г.Алматы на заседании клуба Института политических решений обещал предоставить общественности результаты аналитических исследований. Они проводились иностранными компаниями в 2006 году, в рамках работы над проектом горнолыжного курорта «Кок-Жайляу» (10).

7 мая 2012 года Экологическое общество «Зеленое спасение» направило в Управление туризма г.Алматы запрос о предоставлении материалов исследований по проекту горнолыжного курорта «Кок-Жайляу».

17 мая ЭО получило ответ (11) и материал на 7 страницах (из исследований 2006 года компаний Dianeige и Gorimplex) с самой общей информаций, которая является неполной и не позволяет оценить проект.

9 августа был отправлен повторный запрос. В новом письме от 20 августа Управление туризма города Алматы, сославшись на 7 страниц, присланных ранее, отказалось предоставить запрашиваемые материалы, заявив, что ранее направленные сведения «отражают достаточную информацию о проекте» (12).

В ходе переписки был выявлен еще один факт грубого нарушения закона «Об особо охраняемых природных территориях» Акиматом города Алматы. Согласно статье 18 для охраны и защиты заповедников, национальных парков от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг них устанавливаются охранные зоны. Там запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние экологических систем ООПТ. В 2005 году Акимат Алматинской области издал постановление о создании такой зоны (13), а Акимат города просто проигнорировал этот пункт закона (14). На запрос Экологического общества был получен ответ Комитета лесного и охотничьего хозяйства, в котором указывается, что такой зоны до настоящего момента просто нет (15).


 

В нарушение законов Республики Казахстана и Орхусской конвенции ряд государственных органов отреагировал на открытое письмо и другие обращения традиционными отписками.

Предоставленная информация лишний раз подтверждает, что законность и мнение общественности у нас по-прежнему не в почете. Полученные ответы недостаточны для принятия решений, не являются полной и достоверной информацией, не предоставляют общественности возможности для участия в процессе принятия решений.

С другой стороны стало очевидно, что заверения городских властей в том, что на этот раз все будет осуществлять в соответствии с законом, оказались пустым звуком. Уже на самой начальной стадии подготовки проекта, обнаружились существенные нарушения, количество которых растет как снежный ком.

Кроме того, было обнаружено, что при реконструкции Медеу и горнолыжного курорта Чимбулак допускается пренебрежение строительными нормами и правилами, что привело к эрозии почв, возникновению несанкционированных свалок (16). С 2007 года работы здесь ведет компания «Capital Partners», которая является инициатором проекта «Кок-Жайляу» (17).

Поэтому общественность продолжает сбор подписей и будет направлять открытое письмо, другие запросы, требования, обращения до тех пор, пока не будет прекращено разрушение Иле-Алатауского национального парка, и в частности урочища Кок-Жайляу!

3 сентября, выступая на совместном заседании палат парламента «Президент отметил, что необходимо расширять законодательные стимулы к внедрению «зеленых» технологий и развитию экологического туризма» (18). Вот альтернатива туризму, уничтожающему туристические объекты и национальные парки. Вот путь решения проблемы в соответствии с законом.


 


1. Ответ Министерства сельского хозяйства №6-2-8/1384-ДИР от 15 мая 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
2. Ответ Министерства индустрии и новых технологий №20-02/2-821 от 22 февраля 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
3. Отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы», утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924.
4. Постановление правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2006 года № 1063 «Об утверждении Правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках и выдачи разрешения на использование под объекты строительства участков государственных национальных природных парков, предоставленных в пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности».
5. Закон «Об особо охраняемых природных территориях», 2006, статья 46, пункт 2.
6. Экологический кодекс РК, 2007, статья 211, пункт 4 и статья 215, пункт 5.
7. Ответ Маслихата города Алматы №521 от 16 августа 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
8. Ответ Управления земельных отношений города Алматы №05-05/ЗТ-К-1341 от 27 августа 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
9. Ответ Прокуратуры Алматинской области №2-04070-12-05848 от 12 июля 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
10. http://www.youtube.com/watch?v=U-u0PzTy3Sg&feature=plcp; http://ipr.kz/kipr/3/1/78.
11. Ответ Управления туризма города Алматы №03-03/ЖТ-К/Е-02 от 17 мая 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
12. Ответ Управления туризма города Алматы №03-03/18/2 от 20 августа 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
13. Постановление Акимата Алматинской области от 25 июля 2005 года №172 «Об установлении охранной зоны Иле-Алатуского национального природного парка».
14. Ответ Управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы №1-03.1542 от 13 июня 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
15. Ответ Комитета лесного и охотничьего хозяйства №25-02-01-17/1841-КЛОХ от 8 июня 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».
16. Комиссионный акт от 17 августа 2012 года. Урочище Чимбулак.
17. http://www.greensalvation.org/index.php?page=2012chimbulak; http://expert.ru/kazakhstan/2012/13/soblyusti-balans.
18. http://inform.kz/rus/article/2491367.


Подробнее о кампании смотрите здесь: Защитим Кок-Жайляу,одно из самых популярных мест Иле-Алатауского национального парка!

Материал подготовил Сергей Куратов.

25.09.2012