По всей видимости, правительство еще не определилось с решением о строительстве. Хотя некоторые источники утверждают, что подрядчики уже известны и даже озвучена сумма вложений — пять миллиардов долларов, в том числе один миллиард из бюджета.


Два лагеря

Часть депутатов поддержали идею, заявив, что реализация проекта «Кок-Жайляу» даст толчок развитию въездного международного туризма. Такой же позиции придерживаются некоторые эксперты, утверждающие, что будущая горнолыжная база при грамотном подходе позволит создать крупную и хорошо оснащенную курортную зону.

Бьют тревогу экологи, спортсмены и просто неравнодушные граждане. Уже во все инстанции направлены письма против строительства. По мнению этой части населения, проект нанесет непоправимый урон природе. Более того, Кок-Жайляу, где зимой малоснежно, вовсе не подходит для современной горнолыжной базы. Особенно граждане опасаются, что последствия прошлогоднего бурелома на Медеу и недавнего пожара на горе Мохнатка скажутся на и без того грязном состоянии атмосферы в южной столице.

Необходимо отметить, что оппоненты строительства выступают не против горнолыжных баз и развития туризма в целом, а конкретно против возведения комплекса в ущелье Кок-Жайляу. А это большая разница.

Возникают вполне резонные вопросы. Почему проектировщики и те, кто их лоббирует, уперлись именно в это место? Разве, Шымбулака недостаточно для катания на горных лыжах? Почему нельзя было поискать подходящий ландшафт в других районах недалеко от Алматы?

Основной аргумент сторонников строительства — экономическая составляющая. По их убеждению, курорт привлечет поток туристов из-за рубежа, что, в свою очередь, даст толчок всей экономике Алматы.

Этот тезис хотелось бы разобрать подробнее на примере самой туристической страны в мире — Швейцарии.


Рим предпочтительнее

Швейцария известна не только своими горами и озерами, там благоприятный климат, позволяющий иметь круглогодичный туристический сезон. Страна с развитой инфраструктурой. Все горнолыжные базы опоясаны канатными дорогами, до некоторых мест можно добраться на спецпоезде.

Туристов в Швейцарии можно условно разделить на две категории. На ближних европейцев, которые приезжают на своих машинах, и на дальних — из Японии, Южной Кореи, Индии и Китая. Следует также упомянуть, что в связи с увеличением числа гостей из этих азиатских стран в ресторанах появились специальные меню, а в маршрутах следования объявления также даются на языках их государств. Как видим, развитие туризма предусматривает не только наличие самих объектов, но и целый комплекс сопутствующих мер.

В Казахстане резко континентальный климат, огромная территория, отдаленность друг от друга городов, неразвитая инфраструктура и многое другое — все это никак не способствует развитию массового туризма.

Удивляет уверенность сторонников строительства на Кок-Жайляу в том, что реализация проекта привлечет иностранцев — любителей горных лыж к нам. Общеизвестно, что выездной туризм — удел развитых стран. Проще говоря, путешествуют те, у кого на это есть средства.

Вряд ли европейцы, умеющие считать деньги, полетят за 7 000 километров в РК, когда можно отдохнуть недалеко от дома. Не стоит рассчитывать и на туристов из Китая. Скорее всего, они предпочтут побывать в признанных мировых культурных центрах, таких как Рим, Париж, Вена, Лондон и др.


Сторонники лукавят

Активизация экстремистов и другие последние события свидетельствуют о проблемах с безопасностью и никак не могут способствовать туристической привлекательности. А согласно статистике, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РК в основном выдаются визы на деловые поездки, а на туристические приходится незначительная часть.

Резюмируя, можно сказать, что сторонники строительства новой горнолыжной курортной базы, заявляя, что их проект даст толчок развитию въездного туризма, мягко говоря, лукавят.

И с Кок-Жайляу, и без него Казахстан в силу своих природно-климатических и других особенностей никак не может стать таким центром. Мы в этом плане не соперники даже Узбекистану, где Бухара и Самарканд давно входят в мировой туристический каталог.

Вместе с тем все изложенное не означает, что иностранному гостю нет места в Казахстане.

У нас есть то, что может привлечь людей из Европы, Японии, Южной Кореи и других развитых стран — это наша пока еще находящаяся в своем первозданном состоянии природа.

Именно натуры как раз не хватает жителям урбанизированных стран.

Этот вид туризма не может быть массовым, как в Турции или Таиланде, но при хорошей организации принесет дивиденды. Нельзя также отвергать идею строительства горнолыжной курортной базы вообще. Например, по мнению некоторых специалистов, альтернативой проекту «Кок-Жайляу» может стать Тургень.


Не Мекка, но все же

Необходимо отметить, что туризм всегда находился в центре внимания правительства РК. Так, в декабре 2006 года была принята Госпрограмма по развитию отрасли на 2007—2011 годы. Согласно комментарию отдела социально-экономического анализа администрации президента, в ходе ее реализации «будет достигнут рост потока приезжих: по внутреннему туризму с 3,4 млн человек в 2007 году до 4,5 млн в 2011-м; по въездному — с 4,5 млн иностранцев в 2007-м году до 9,5 млн в 2011-м. За тот же период поступления в бюджет от въездного туризма составят 603,2 млрд тенге».

Более конкретные меры определены в разделе «Туризм» Госпрограммы ФИИР на 2010—2014 годы. Проект направлен «на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности». Говоря иными словами, туризм должен стать неким рычагом, чтобы соскочить с нефтяной и сырьевой иглы. И это нужно только приветствовать.

Чтобы понять значение это вида бизнеса, приведем количество туристов, посещающих мировые центры: Франция — 76,8 млн человек, США — 59,7 млн, Китай — 55,7 млн, Италия — 43,6 млн, Турция — 27 млн, Малайзия — 24,6 млн и Мексика — 22,4 млн. В Узбекистане только в 2005 году побывали 240 тысяч человек из 117 стран мира.


Суровая реальность

В упомянутой программе по развитию туризма сказано, что в 2011 году число иностранных гостей, приезжающих в РК, должно было достигнуть 9,5 млн. Однако, по данным статагентства, в прошлом году в республику въехали 36 096 туристов, а за шесть месяцев 2012 года — 14 395. То есть между желаемым и действительным очень большая разница, если не сказать пропасть. Кстати, ежегодный приток туристов на планируемый горнолыжный курорт «Кок-Жайляу» рассчитан на десять миллионов иностранцев.


Есть объективные причины тому, что туризм в РК не может быть массовым.

Стоит учесть и большую территорию страны, и отдаленность объектов туризма от крупных городов. Помимо национальных парков Иле-Алатау и Алтын Эмель, расположенных рядом с Алматы, все остальные находятся на расстоянии 200 и более километров.

Отсутствие инфраструктуры, особенно плохое состояние дорог. За исключением мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, в Казахстане нет древних архитектурных и исторических достопримечательностей, которые могли бы привлечь иностранных туристов. Например, как Самарканд и Бухара в Узбекистане.

Еще один важный момент.

Индикатором состояния туризма в стране являются ее собственные граждане. О чем говорить, если большинство казахстанцев среднего класса предпочитают отдых за рубежом?

Безусловно, все перечисленное не означает, что туризму в Казахстане нет места. Наша пока нетронутая природа — главный козырь в привлечении иностранных граждан. Для них можно организовать пешие походы по заранее подготовленным маршрутам, альпинизм, охоту, рыбалку… Мест для этого больше чем достаточно: Тургень, Нарынкол, Чунджа, Кольжат, Жаркент, Алаколь, Балхаш, Арасан-Капал, Катон-Карагай, Маркаколь, Баянаул, Бурабай, Аксу Жабаглы и другие.

Но заявлять о том, что Казахстан будут посещать ежегодно до 10 миллионов туристов из-зарубежа, это, мягко говоря, из области фантастики.

При грамотном и профессиональном подходе, хорошей организации, создании соответствующей инфраструктуры, отмене виз, снижении цен на перелеты и прочем можно значительно увеличить число иностранных гостей, но от 30 тысяч сразу перешагнуть к 10 миллионам — это блеф.

Непонятно, почему ответственные за туризм люди призывают нас в это верить.


Три тысячи подписей в защиту!

За Кок-Жайляу заступаются не только казахстанцы, но и украинцы, узбеки, немцы, американцы и другие. А госорганы никак не реагируют на кампанию по спасению урочища.

В декабре 2011 года на сайте экологического общества «Зеленое спасение» было опубликовано открытое письмо общественности с требованием не допустить строительства горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу. Послание обращено к министерствам и ведомствам РК, а также к президенту и депутатам парламента.

Подписи под ним поставили алматинцы, жители других городов и поселков Казахстана, россияне, украинцы, узбеки, немцы, американцы, канадцы, голландцы, шведы — люди, которые любят горы и знают не понаслышке, какое значение они имеют для физического и духовного здоровья человечества.

В августе экологическое общество получило трехтысячную подпись. Вот что пишут об этом сами активисты «Зеленого спасения»:

«Кто-то скажет: «Три тысячи подписей — это мало!» И будет прав. Да, мало! А если учитывать подписи только казахстанцев, их будет еще меньше. Но для страны, где отсутствуют демократические традиции, где законы меняются, словно времена года, где решения судов не выполняются годами, где с мнением общественности никогда не считались и не считаются, где госорганы парализованы коррупцией, тысяча подписей наших соотечественников — это уже значительная цифра. Она показывает, что люди начинают осознавать, что они не делают ничего предосудительного, а реализуют свои законные права, отстаивая и защищая природу своей родной земли».

По данным экологического общества, государственные органы отреагировали на открытое письмо отписками. Выходит, что предоставленная информация лишний раз подтверждает: законность и мнение общественности у нас не в почете.


Сбор подписей продолжается.


Автор: Татьяна МИХАЙЛОВА

Подготовлено по материалам Kazbei.org

Источник: Деловая газета «Взгляд» №34 (262) от 19 сентября 2012 года