Управление туризма Алматы проводит тендер на разработку мастер-плана горного кластера, который захватит территорию не только города, но и Алматинской области

ОТ КАСКЕЛЕНА ДО ТУРГЕНЯ

В прошлой части расследования (см. «В каком гробу лучше хоронить Кокжайлау») я рассказал о том, что 20 июня на портале госзакупок появилось объявление о приеме заявок на конкурс «Услуги по разработке мастер-плана развития горного кластера». Тендер проводит управление туризма и внешних связей города Алматы во главе с Ерланом Жайлаубаем.

Заявки начнут принимать только 28 июня. Поэтому есть время задать несколько недоуменных вопросов. А также выдвинуть предположения. Раз новый гигантский проект снова начинается в тайне, без предварительного обсуждения с общественностью, я в полном своем римском праве строить версии.

Пока из всех документов этого тендера на портале госзакупок выложены только перечень лотов, конкурсная документация, проект договора и техническая спецификация проекта. Ее я и публикую: возможно, она заинтересует специалистов и просто не равнодушных к горам людей.

Из ТС видно, что мастер-план охватывает существующие горнолыжные курорты и базы:

— Шымбулак, 
— Табаган, 
— Лесная Сказка/Апорт, 
— Ак Булак, 
— Тау Парк, 
— Алматау/Пионер, 
— ЦСКА/Енбек;

планируемые:

— Кокжайлау, 
— Ак Тас/Лесная сказка, 
— Бутаковка;

перспективные:

— Тургень, 
— Каскелен, 
— Сункар.

ЗАПАСНОЙ ПЛАН

Тут необходимо вспомнить, что в 2012 году канадская компания Ecosign уже проводила исследования в горах Заилийского Алатау и подготовила «Системный план развития горнолыжной зоны Алматы» (http://www.ecosign.com/regions/asia-ru).

Он включал имеющиеся объекты горнолыжного туризма:

— Каскелен,
— Ак Булак,
— Шымбулак,
— Табаган

и планируемые:

— Каскелен Юг,
— Каскелен Север,
— БАО,
— Кокжайлау,
— Бутаковка,
— Тургень Север.

Как видим, оба плана «пересекаются», но лишь частично. Любопытно будет сравнить итоговые варианты: воспользуется ли победитель тендера старыми наработками и в какой мере? Зачем же добру пропадать, тем более что за него деньги уплачены.

Кстати, тот системный план уже не пропал втуне. Когда портал Ratel.kz еще не был закрыт, я опубликовал на нем интервью с юристом в области экологического права Вадимом Ни (Vadim Nee).

Он рассказал, что после разработки того плана компания Ecosign участвовала в подготовке олимпийской заявки Пекина на проведение зимней Олимпиады-2022. И что доскональное знание канадцами сильных и слабых сторон наших гор со спортивной точки зрения, возможно, сыграло не последнюю роль в проигрыше заявки Алматы, единственного конкурента китайской столицы.

КОНФЛИКТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

А самый интересный вопрос вот какой.

Кластер растянется от Каскелена на западе до Тургеня на востоке. А это пространство вмещает в себя земли республиканского подчинения (территория Иле-Алатауского национального природного парка), городского (Шымбулак, Бутаковка, Кокжайлау и т. д.), областного (Ак Булак, Табаган, Каскелен, Тургень), а также частные и аредованные (например, «Лесная сказка» бизнесмена Ерлика Балфанбаева).

С какой стати ГОРОДСКОЕ управление туризма объявляет тендер на проект, который охватывает территорию, выходящую за черту мегаполиса? С чего это вдруг оно хозяйничает в области?

Я более чем уверен, что мастер-план — не персональная инициатива Ерлана Жайлаубая. Наверняка о нем знает аким Алматы Бауыржан Байбек, если не сам дал личное указание.

А вот аким Алматинской области Амандык Баталов в курсе? С ним и облакиматом согласовывали техническую спецификацию, которая является юридическим документом, раз выложена на портале госзакупок?

Не исключаю, что в курсе и согласовывали. Но мне об этом ничего не известно. Если кто знает больше – подскажите.

Также нельзя сказать, что в Алматинском городском акимате и его гравитационном поле ведать не ведают о конфликте земельных интересов.

2 мая в интервью informburo.kz Наиль Нуров, гендиректор ТОО «Almaty Mountain Resorts» — управляющей компании проекта «Кокжайлау», сказал:

— Нельзя игнорировать наше государственное устройство: мы административно поделены. Кок-Жайляу, Медеу, Бутаковка – это город. Каскелен, Тургень – это Алматинская область. Я встречался с одним из руководителей по туризму Алматинской области. Мне он говорил с улыбкой: «Дайте нам поработать, мы тоже хотим, это наша территория, мы имеем юридическое и моральное право заниматься». Я сказал: «Ну, конечно, но и мы должны быть интегрированы. Я всё-таки государственный человек и должен понимать: по Бюджетному кодексу мы не имеем права вкладывать городские деньги в Алматинскую область и обратно. Есть программа Президента по развитию агломераций, и мы обязательно ею воспользуемся»
(https://informburo.kz/…/kok-zhaylyau-eto-zakrytyy-klub-polz…).

Имели право вкладывать городские деньги в область или не имели, но факт, что их УЖЕ вложили: 89 миллионов 285 тысяч 714 тенге 29 тиын на тендер по разработке мастер-плана управление туризма Алматы выделило.

И если город с областью еще не договорились, то обязательно договорятся.

НА КОНУ – 580 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

А как же с ООПТ – особо охраняемыми природными территориями Иле-Алатауского парка, на которые горный кластер обязательно залезет?

Думаю, здесь повторят тот же сценарий, который разыграли 5 лет назад с проектом «Кокжайлау».

Тогда сначала разработали системный план в 2012 году, затем в 2013-2014 гг. – технико-экономическое обоснование (ТЭО) и проектно-сметную документацию (ПСД), а в декабре 2014 года специально «под проект» приняли постановление правительства об отводе 1002 гектаров парка в «земли запаса» города Алматы под строительство курорта.

Так же поступят и с кластером: легализуют очередное «понадкусывание» парка правительственным постановлением.

Заминок с этим быть не должно. Почему? Когда я вам показывал презентацию «Карта туристификации Казахстана» нацкомпании «Казахтуризм», то не акцентировал внимание на предварительной стоимости проекта горного кластера.

Исправляю упущение: на слайде написано – 197,2 миллиарда тенге. Или 580 миллионов долларов по текущему курсу.

Под такие деньги Конституцию, может, и не перепишут, но постановление правительства примут запросто.

ВНИМАНИЕ: ВАНГУЮ!

Возьму на себя смелость пованговать, кто выиграет тендер на разработку мастер-плана горного кластера. Это будет нуровское ТОО «Almaty Mountain Resorts», которое создаст консорциум с одной из двух компаний: ILF Consulting Engineers или Masterconcept — либо возьмет ее в субподрядчики.

Откуда я узнал? А Наиль Фаридович проболтался.

«МЫ заказываем мастер-план, который предусматривает развитие Алматы и Алматинской агломерации с точки зрения горнолыжного и горного туризма, — сказал он в том же интервью, которое я цитировал. — Его нам будут помогать разрабатывать АВСТРИЙЦЫ» (выделено мной. – В. Б.).

Сначала объясню, почему назвал именно эти компании, а потом – что не так в цитате Нурова.

Как уже писал неоднократно, в апреле в проект «Кокжайлау» было экстренно введено ТОО «ИЛФ Казахстан», местное представительство австрийской ILF Consulting Engineers, — в качестве «консультанта по независимой оценке» ТЭО. Из-за этого (а не из-за общественных слушаний) сроки сдачи ТЭО были сдвинуты с 30 апреля сначала на 15 июня, а потом на сентябрь.

Другая австрийская компания — Masterconcept — была выбрана генеральным проектировщиком для подготовки заявки Алматы на Олимпиаду-2022 (см.: http://mkimp.ru/…/zayavka-almaty-na-provedenie-olimpijskih-…).

Конечно, и какая-то третья австрийская фирма может вклиниться, но я, исходя из логики и поиска в Google, пока ставлю на одну из этих двух.

КОГДА ГОВОРЯТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАДО

Теперь про нуровские слова.

Обычно я пишу меньше, чем знаю. А г-н Нуров говорит больше, чем надо.

Наиль Фаридович, я отлично понимаю, что акимат всегда отдает заказы той компании, какой захочет.

Но всё же вы не только дипломированный физрук, а по второму образованию еще и юрист, окончили Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

И должны бы знать, что по закону заказы не раздаются просто так – на кого аким укажет.

Существует закон о госзакупках и соответствующая процедура тендеров. Пусть формальная, но она есть! И эти ритуальные танцы вам необходимо исполнить.

Вашему ТОО тоже нужно будет пройти конкурс, как вы проходили тендер на разработку ТЭО в октябре-ноябре прошлого года.

И это НЕ ВЫ заказываете мастер-план, а ВАМ его будет заказывать управление туризма, когда AMR выиграет тендер.

Что выиграет – я не сомневаюсь. Как и с тендером по ТЭО, найдут две фирмы, которые вместе с вами подадут заявки — для имитации конкуренции. Потом все заявки отклонят, кроме вашей. Ваших «соперников» не допустят к конкурсу, а сам конкурс признают несостоявшимся, потому что участников должно быть не менее двух. Затем объявят «закупку методом из одного источника по несостоявшимся закупкам». И этим источником окажется ваше ТОО.

После чего AMR образует консорциум с компанией, которая непосредственно займется мастер-планом, или отдаст ей заказ в субподряд.

И не смешите мои тапки фразой: «Мастер-план нам будут помогать разрабатывать австрийцы».

Вы в своем ТОО не способны сами ничего разработать, у вас нет для этого необходимых специалистов.

Разрабатывать будут австрийцы, а вы, Наиль Фаридович, главное, не мешайте им своим креативом. Таким же «неугасимым», как и, по вашему же выражению, мой интерес к проектам, которыми вы занимаетесь.

Мне отлично известно, что схема «из одного источника» — это цирк с конями. Многие эксперты оценивают ее как коррупциогенную, причем не только независимые.

«Одной из главных проблем госзакупок остается проблема большой доли закупок из одного источника, – сказал вице-министр финансов РК Руслан Бекетаев в январе 2018 года в мажилисе на презентации поправок по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора. — Анализ закупок, проводимых на 2018 год, показывает, что свыше 80% конкурсов признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника. А по строительным видам работ стоимостью свыше 1 миллиарда тенге практически все 100% закупок признаются несостоявшимися».

Но прямые контакты чиновников и бизнесменов – это еще коррупциогеннее. Поэтому их надо хотя бы прикрывать попоной закона, пусть и такой дырявой. Для этого в качестве «прокладки» между госорганами и бизнесом, а также иллюзии состязательности и придуманы тендеры.

В любом коррумпированном обществе очень любят формальности — чтобы если не по существу, то внешне всё было легитимно.

А вы, Наиль Фаридович, эти формальности игнорируете напрочь. Заявляя, из какой страны будет подрядчик, когда конкурс еще, по сути, не начинался, даете понять, что уже знаете эту компанию. Что всё решено заранее и тендер является фикцией.

И тем самым подставляете своего учредителя Жайлаубая. А заодно и акима Байбека. Ведь AMR – структура подчиненная, и не вы единолично выбираете партнеров для проектов.

Нефильтрованная словоохотливость «государственного человека» журналисту, конечно, на руку. Но если он регулярно выступает ретранслятором «коллективного бессознательного» акимата, это немного не вписывается в аппаратный стиль работы чиновников.

АХ ТЫ, ДОЛЯ МОЯ, ДОЛЯ!

И последний на сегодня вопрос.

А какое отношение Наиль Нуров имеет к горному кластеру? Он же до сих пор занимался только проектом «Кокжайлау».

Ответ простой.

Во-первых, его компания, в отличие от предшественника – ТОО «ГЛК «Кокжайлау», предусмотрительно названа расширительно – «Almaty Mountain Resorts». То есть «Алматинские горные курорты». Что позволяет работать и за пределами КЖ.

Во-вторых, у Наиля Фаридовича, по всем расчетам, должен иссякнуть фонд заработной платы. Из бюджета ТЭО (порядка 195 млн тенге) на содержание AMR, по его собственному признанию, предусматривалось 60 миллионов.

Переносы сроков сдачи ТЭО, надеюсь, не вызвали отсрочек ежемесячных выплат жалованья г-ну Нурову и его сотрудникам. Но деньги, даже большие, имеют неприятное свойство заканчиваться.

Однако у квазигосударственного ТОО всегда есть возможность напиться не из одного, так из другого источника. Как известно, ласковое теля двух маток сосет.

Полагаю, из бюджета разработки мастер-плана (свыше 89 млн тенге) компании Наиля Фаридовича тоже достанется доля малая. Или немалая.