Развивая объекты горного туризма, казахстанские власти продолжают игнорировать не только мнение общественности, но и международные договоры, которые сами же и подписали

«НУЛЕВОЙ ВАРИАНТ» НАВЕРХУ НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ

На днях коллеги скинули презентацию «Карта туристификации Казахстана». Судя по дате: июнь 2018 года, — свеженькая.

Как они сказали, ее разработали в национальной компании АО «Казах туризм» (создана в июле 2017 года, подведомственна Министерству культуры и спорта РК; председатель правления АО – Рашид Кузембаев; бюджет на 2018 год – 1,1 млрд тенге) для рассмотрения в правительстве.

На слайде «50 проектов регионального значения» мое внимание привлекли объекты Алматы (перечисляю с сохранением орфографии):

— КБК «Медео»;
— ГЛК «Шимбулак»;
— Большое Алматинское озеро;
— Парк «Кок-Тобе»;
— Культурные объекты Алматы (Парк 28 Панфиловцев, музей Костеева (такое написание на слайде. – В. Б.), Центр государственный музей);
— ГЛК «Кокжайляу».

Как видите, в перечень проектов включен еще не существующий горный курорт. На карте рядом с топонимом «Almaty» стоит зеленый треугольник, означающий «точку роста»: очевидно, это и есть «Кокжайлау», потому что остальные упомянутые объекты уже «выросли».

Напомню, что до общественных слушаний по проекту «Кокжайлау» еще как минимум два месяца, а среди защитников урочища подавляющее большинство — против капитальной застройки КЖ в любом виде.

Конечно, презентация не является юридическим директивным документом. Тем не менее, она свидетельствует о том, что «наверху» — по крайней мере, в НК «Казах туризм» — «нулевой вариант» проекта вообще не рассматривается.

«РАЗВИТИЕ НЕИЗБЕЖНО»

В позапрошлой части расследования (см. «Где сайт, Наиль Фаридович?») я писал, что слова Наиля Нурова, гендиректора ТОО «Almaty Mountain Resorts» — управляющей компании проекта «Кокжайлау», не стоит воспринимать всерьез, поскольку он регулярно забывает, что обещал.

Тем не менее, брать их в расчет поневоле приходится: ведь гендиректор AMR – фактически единственный, кто озвучивает официальную информацию об этом проекте.

Процитирую сайт informburo.kz от 22 июня: «По мнению Наиля Нурова, развитие «Кок-Жайляу» уже неизбежно. Протестующим против строительства горного курорта Нуров напоминает об улице Панфилова, перед реконструкцией которой было много шума, но в итоге все остались довольны. «Кок-Жайляу» должен стать в каком-то смысле улицей Панфилова на высоте 2000 метров над уровнем моря, отметил он».

Это сравнение так нравится Наилю Фаридовичу и представляется ему таким убийственным и неопровержимым аргументом в пользу строительства, что он вставляет его в каждое своё выступление. Правда, речь у него идет то о 2300, то о 2000 метрах. Очевидно, высота «горной улицы Панфилова» зависит от того, на какой позиции над уровнем моря находится настроение г-на Нурова.

Если человек не видит никакой разницы между реконструкцией рукотворной (то есть уже однажды построенной людьми) улицы и застройкой (уничтожением) уникального природного объекта, то спорить с ним на этот счёт бессмысленно.

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПОСВЯЩАТЬ ОБЩЕСТВО В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Поэтому я не буду терять время, а лучше приведу комментарий, оставленный 14 июня под одной из глав моего расследования по Кокжайлау.

Пишет Aliya Egizbekova:

«Хочу не столько о Кок-Жайлау сказать… сколько об Орхусской конвенции, о том, что власть не просто может, а ДОЛЖНА посвящать общественность в проекты, касающиеся вопросов окружающей среды, и согласовывать, а общественность не просто может, а ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО СОГЛАСИТЬСЯ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ. В 2002-2003 году я была представителем ПРООН и Министерства охраны окружающей среды в Астане и в том числе занималась согласованием в министерствах и правительстве подготовительных документов Орхусской конвенции перед ратификацией в Парламенте» (шрифт выделен мной. – В. Б.).

Вопрос, быть или не быть курорту «Кокжайлау», с нами никто не собирается согласовывать. Это было понятно давно, я только привел пару лишних тому доказательств.

Под обращением против строительства на Кокжайлау подписались

уже 16 650 алмаатинцев

(посмотреть и присоединиться можно здесь. Но мнение жителей игнорируется цинично и демонстративно.

Кто же устоит перед перспективой «освоения» 200 миллионов долларов!

НАИЛЬ НУРОВ В РОЛИ МАСТЕРА БЕЗЕНЧУКА

А общественные слушания, конечно, проведут, куда ж без них.

Только там нам предложат обсуждение вопроса, в каком гробу лучше хоронить урочище — с кистями или с глазетом. Ведь «гроб — он одного лесу сколько требует».

Не сомневаюсь, что Наиль Фаридович, как мастер Безенчук, убедит почтеннейшую публику: «У меня гроб, как огурчик, отборный, на любителя…»

Надо предложить ему переименовать ТОО «Almaty Mountain Resorts» в ТОО «Погребальная контора «Милости просим».

ДЕЛО КЛАСТЕРА БОИТСЯ

Обращу ваше внимание еще и на слайд «Топ-10 инвестпроектов». Точнее, на один из них – «Горный кластер Алматинского региона».

Об этом проекте пока мало кто знает. А если и знает, то имеет смутное и приблизительное представление.

Между тем, 20 июня на портале госзакупок появилось объявление о приеме заявок на конкурс «Услуги по разработке мастер-плана развития горного кластера». Того самого, что указан на слайде.

Тендер проводит управление туризма и внешних связей города Алматы во главе с хорошо знакомым нам Ерланом Жайлаубаем.

Приведу выдержку из технической спецификации:

«Статус и обзор курортов г. Алматы по состоянию на 2018 год, с обозначением точек доступа, деревень, канатных дорог, склонов, систем оснежения и прочей базовой инфраструктуры (Шымбулак, Табаган, Лесная Сказка/Апорт, Ак Булак, Тау Парк, Алматау/Пионер, ЦСКА/Енбек; планируемые – Кок Жайлау, Ак Тас/Лесная сказка, Бутаковка; перспективные – Тургень, Каскелен, Сункар)».

Это вам не локальный курорт, а мегапроект, рассчитанный до 2030 года и объединяющий все существующие, планируемые и перспективные ГЛК на территории Заилийского Алатау.

И снова – никакого предварительного обсуждения с общественностью. Как и в случае с Кокжайлау. Хотя на разработку мастер-плана уже выделено 89 миллионов тенге.

ЛЕТНЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ГРАБЛИ

Вот что писал в 2017 году сайт экологического общества «Зеленое спасение» (см.: http://esgrs.org/?p=16895):

«19 июня 2017 года в Женеве Комитет по вопросам соблюдения Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), установил, что решения по проекту строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» принимались с несоблюдением ряда требований Конвенции (1).

4 года назад (в 2013-м. – В. Б.) 12 жителей Алматы подали заявление в Комитет по вопросам соблюдения в связи многочисленными грубыми нарушениями требований международного права, предусматривающего участие общественности при проектировании курорта.

После обстоятельного изучения дела с участием представителей Правительства Казахстана Комитетом было установлено несоблюдение ряда международных обязательств страны в процессе планирования строительства курорта.

Это касается принятия соответствующих планов на уровне Правительства и проведения оценки воздействия на окружающую среду на уровне акимата города Алматы.

В частности, были установлены следующие нарушения требований Орхусской конвенции:

• План развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы, утвержденный постановлением Правительства № 1761 от 29 декабря 2012 года, был принят без общественного обсуждения.

• Объявление о проведении общественных слушаний по предварительной оценке воздействия на окружающую среду было неполным и опубликовано с нарушением сроков, установленных законодательством Республики Казахстан.

• Документ ПредОВОС был предоставлен общественности для изучения лишь незадолго до слушаний, и в результате этого общественность не смогла подготовиться для эффективного участия в обсуждении.

• Решение по данному проекту было принято без надлежащего учета мнения общественности.

Таким образом, решения по проекту строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» были приняты с нарушением международных обязательств по пунктам 2, 3, 8 статьи 6 и статьи 7 Орхусской конвенции» (конец цитаты).

Не остается никаких сомнений, что сегодня, как и пять лет назад, казахстанские власти не считаются не только с мнением общественности, но и с международным договором – Орхусской конвенцией, которую сами же и подписывали в начале 2000-х.

И этот игнор теперь касается как курорта «Кокжайлау», так и будущего горного кластера, который, так или иначе, будет вторгаться на особо охраняемые территории Иле-Алатауского национального природного парка.

***

В следующей части расследования я подробно расскажу о новом тендере и опубликую техническую спецификацию мастер-плана горного кластера.