Директор ТОО «Almaty Mountain Resorts» Нуров – хозяин своего слова: захотел – дал, захотел – обратно взял

ПРОВЕРИМ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЙ

31 мая на презентации проекта «Кокжайлау» Наиль Нуров, директор управляющей квазигоскомпании – ТОО «Almaty Mountain Resorts», заявил:

— В середине июня опубликуем готовое ТЭО [проекта курорта] на сайте — чтобы все дали комментарии и оценки. И только после этого будем считать работу законченной. И только после этого объявим дату [общественных слушаний] – ориентировочно середина августа.

Когда журналисты спросили Наиля Фаридовича, на каком сайте будет опубликовано ТЭО, тот ответил:

— Пока доменного имени нет. Через две недели будет.

Из чего можно было сделать вывод: раз своё доменное имя – значит, это будет отдельный ресурс, посвященный проекту «Кокжайлау».

Я человек буквальный: сказано дождаться середины июня – терпеливо подождал до 15 числа. Затем стал интересоваться у коллег и единомышленников: не встречали в процессе интернет-сёрфинга сайт о КЖ? Никто ничего не знал.

Тогда 16 июня я написал запрос в ТОО «Almaty Mountain Resorts» и Наилю Нурову лично – попросил сообщить мне адрес сайта.

ВРЕМЯ С.АТЬ – А МЫ НЕ ЖРАЛИ

Это была суббота. Чтобы не терять времени, решил поискать сетевой ресурс самостоятельно. Но прежде чем приступить, задался вопросом: а что это они вдруг спохватились сайт затеять?

Моя матушка в таких случаях говорила: «На охоту идти – собак кормить». В народе выражаются точнее, хотя и грубо: «Время с.ать – а мы не жрали».

Это я к тому, что если они такие открытые, как декларируют, то сетевой ресурс по проекту КЖ нужно было открывать еще в прошлом году. Допустим, в июле, когда Наиль Нуров приступил к своим обязанностям. Или хотя бы в октябре, когда объявили конкурс на ТЭО.

О чем там было писать? Да я вас умоляю: контента – прорва. Например:

— Все документы и этапы тендеров управления туризма онлайн, чтобы пользователи не рылись, как я, на портале госзакупок.

— Репортаж с круглого стола по проекту КЖ в библиотеке КазНУ 21 февраля 2018 года, где нам только рассказывали, но ничего не показывали.

— Отчет о поездке гг. Нурова и Байбека вместе с казахстанскими бизнесменами в Андорру сразу после круглого стола.

— Рассказ о том, как Наиля Фаридовича, по его собственным словам, «возили в Австрию», зачем и на чьи шиши.

— Протоколы презентаций проекта акиму Алматы в конце марта и апреля: что он там «зарубил», а что велел добавить.

— Расследование «Кто лоббировал введение в разработку ТЭО на ее финальном этапе «независимого эксперта-консультанта», расходы на которого не были предусмотрены бюджетной программой, — австрийской «ILF Consulting Engineers», а также подробности судебного процесса по международному делу о взятках в Казахстане, где бывший босс компании Андреас Колер проходит обвиняемым.

— Меню пресс-завтрака «за счет друзей Ерлана Жайлаубая» 21 мая с. г.

— Полное видео презентации проекта журналистам и общественникам 31 мая, где нам тоже лишь приоткрыли щиколотку.

— Все изменения в проекте: от генеральной концепции до конкретных объектов. Чтобы наглядно были видны творческие терзания и муки выбора гг. Байбека, Жайлаубая, Нурова и как они передаются исполнителям.

Я не фантазирую о чем-то невозможном. Будь такой сайт – он абсолютно укладывался бы в требования Орхусской конвенции, которой так любит козырять Нуров и которую вместе с причастными к проекту коллегами постоянно нарушает. Потому что все они элементарно ее не читали.

Напомню, полное название этой конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН — «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

СПЯЩИЙ САЙТ

Свой поиск я начал с сайта управления туризма и внешних сваязей Алматы . Может, Ерлан Жайлаубай какой-нибудь подсайт для Кокжайлау придумал?

Среди тендеров управления я даже нашел такой: «Обслуживание сайта на 2018 год». Запланировали потратить на услугу по техподдержке ресурса 840 тысяч тенге. Заказ отдали ТООшке, которая подрядилась обслужить за 100 тысяч.

Что такое техподдержка?

Во-первых, это хостинг. Например, регистратор доменных имен «Интернет-компания PS» предлагает такие ежемесячные расценки: от 200 тенге (виртуальный хостинг) до 45000 тенге (Dedicated/Аренда серверов).

Во-вторых, размещение контента, который готовит заказчик. То есть верстка на сайте. Тут и спец не нужен, любой может научиться. Шесть лет назад, когда я перешел на Forbes.kz, Яна Дексова натренировала меня премудростям управления панелью администратора (то есть верстке — загрузке текста и иллюстраций) за 1 (один) час.

 

А знаете, сколько обновлений, то есть новых единиц контента, появилось на сайте управления туризма за первую половину года? Ни за что не догадаетесь. Целых 4 (четыре)!

 

Это три приказа г-на Жайлаубая об утверждении и переутверждении бюджетных программ и одна заметка от 26 апреля «Пять хакатонов для развития туризма в Алматы».

 

Кстати, по последнему приказу от 31 мая расходы на содержание аппарата управления туризма (18 сотрудников) увеличены

до 117 миллионов тенге

(против 61 млн 375 тыс. тенге, согласно его же приказу от 14.12.2018).

А финансирование по программе «Регулирование туристской деятельности» (иначе говоря, траты на туристский информационный центр VisitAlmaty.kz) увеличилось

до 1 млрд 649 млн 760 тыс. тенге

(по сравнению с 1 млрд 273 млн 900 тыс., согласно приказу от 14 декабря 2018).

Правда, в связи с последним секвестром городского бюджета туристские аппетиты, возможно, чуть умерят, но приказа об этом пока нет.

В общем, сайт управления любопытный, если покопаться, но — «спящий». Если не сказать – полумертвый. И вполне соответствует глухому оборонительному стилю (то есть с максимальной закрытостью), который исповедует Ерлан Жайлаубай.

Никакого подсайта про КЖ здесь и быть не может.

ОБ УРОВНЕ ПРИТЯЗАНИЙ

Недавно я писал о том, что «дочка» управления туризма, туристский информационный центр Visit Almaty, в апреле «выиграла» у «мамаши» тендер «Услуги по коммуникационному и маркетинговому продвижению туристического потенциала г. Алматы и Алматинской агломерации в Республике Казахстане и странах Ближнего зарубежья».

Сумма лота – 122 миллиона тенге (без НДС).

Как и обещал, сегодня публикую техническую спецификацию. Она большая, если интересно, посмотрите сами. Остановлюсь на одной заказанной услуге – по поддержке и совершенствованию сайта www.visitalmaty.kz и www.partners.visitalmaty.kz.

Судя по всему, именно по его поводу разгорелись страсти на общественном совете и у меня в комментах под вчерашним постом:

7 млн тенге на сайт – много это или мало?

Теперь специалисты, имея перед глазами ТС, могут судить со знанием дела.

А я обращу ваше внимание на такой абзац: «Продвижение сайта www.visitalmaty.kz в сети интернет через контекстную и таргетированную рекламу (…) Общий охват кампании должен быть не менее 5 тысячи посещений сайта в месяц».

Мда, несмотря на такие деньги, уровень притязаний перед поставщиком ставится ниже всякого плинтуса.

Объясню несведущим. В статистике сайтов есть понятие «уники» — уникальные посетители. А есть «просмотры», или «посещения»: здесь учитывается, сколько раз все посетители зашли на разные страницы ресурса за час, день, неделю. 5000 посещений в месяц всех страниц сайта – это означает, что ресурс «ни живой ни мертвый». Площадки с такими показателями в рейтинге zero.kz болтаются в середине седьмой сотни.

Для сравнения: мой личный рекорд на Ratel.kz

– порядка 200 тысяч посещений только одной статьи про Рахата Алиева.

КАК НАБРАТЬ ПОДПИСЧИКОВ

Наверное, управление туризма намерено продвигать турпотенциал Алматы больше через соцсети.

Так и есть. Читаем:

«минимальный прирост аудитории за период оказания услуги (до 25 августа 2018 года. – В. Б.) должен составлять не менее 20 000 подписчиков в Facebook, Instagram, Telegram и т. д.»

Зашел на страницу VisitAlmaty в фейсбук: (прорекламирую, не жалко). С удивлением узнал, что я на нее подписан, хотя сознательно этого не делал. Ну, вы же все в курсе, как включают в группы: вашего согласия тут не требуется.

Таким способом там уже набрали 35 тысяч подписчиков. И, не сомневайтесь, еще 20 тысяч наберут, отчитаются, деньги получат.

Впрочем, реальны ли подписчики или это накрученные «мертвые души», проверяется просто – по числу лайков под постами.

Пост про самую громкую супер-дупер-акцию турцентра – Большой Алматинский Пикник – собрал всего 34 лайка.

Я не самый популярный фейсбукер, тем не менее, один, без SMM-щика, со своими 11 тысячами подписчиков регулярно собираю в 5-10 раз больше.

Извините, отвлекся. Я же ищу сайт о проекте «Кокжайлау». Упоминания этого слова в техспецификации, увы, не нашел. Может, оно как-то зашифровано, но гадать — не мое дело.

ХОЗЯИН СВОЕГО СЛОВА

Напомню, я послал письмо в ТОО «Almaty Mountain Resorts» и Наилю Нурову лично в субботу. Сегодня среда. Чтобы ответить, времени прошло достаточно. Да и что там отвечать: есть сайт – вот тебе доменное имя, нет – значит, нет.

Судя по результатам моих разысканий и молчанию Нурова и его компании, сайта действительно нет.

В который раз Наиль Фаридович обещает и не делает?

Посчитаем предыдущие случаи.

На круглом столе 21 февраля он посулил сдать ТЭО к 15 июня. А 31 мая сказал: «Сдавать [к этой дате] не будем. Но не потому, что не готовы, а потому, что не хотим».

21 мая на пресс-завтраке г-н Нуров грозился подать в суд на Абай Ерекенов и Андрей Старков (Andrey Starkov). Я позвонил Абаю с вопросом: была ли хотя бы досудебная претензия? Активист ответил отрицательно.

Как вы называете людей с хроническим недержанием обещаний?

Я их величаю «хозяин своего слова: захотел – дал, захотел – обратно взял».

Безусловно, такие герои, как Наиль Фаридович – находка для журналистов вроде меня. А для акимата, наверное, — подарок.

Балагуры, весельчаки, обаятельные личности. Но стали бы вы вести с ними дела? Вопрос риторический.

Однако здесь выбор отсутствует. Ибо вот с такими людьми власть делает бизнес и тратит деньги налогоплательщиков, других у нее для нас нет.

Впрочем, я знаю, как поступить. Теперь слова Нурова можно даже не делить на шестнадцать. Просто не стоит воспринимать всерьез то, что он говорит.