В экологических проектах команда акима Алматы Байбека не только игнорирует мнение общественности, но и подставляет правительство, нарушая международные обязательства Казахстана

ЛЕТНЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ГРАБЛИ

В предыдущей главе расследования я рассказал о том, что Алматинский горакимат, приступая к новому проекту горного кластера без привлечения общественности и экологов, вновь нарушает Орхусскую конвенцию, которую Казахстан обязался исполнять («Ржавый гвоздь в крышку репутации» от 10 августа).

Сергей Соляник (Sergey Solyanik) оставил к ней комментарий, который задевает столь важную тему, что я счел возможным посвятить ей отдельный пост. Процитирую его полностью:

«Акимат не просто игнорирует положения Орхусской конвенции (ОК), а фактически саботирует выполнение решения Комитета ОК по заявлению С88 по КЖ.

Комитетом было установлено, что план развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы (туда входил и «Коркжайлау». – В. Б.), утвержденный постановлением Правительства № 1761 от 29 декабря 2012 года, был принят без общественного обсуждения и нарушена статья 7 ОК («Участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой». – В. Б.).

Сейчас ситуация с кластером повторяет то, что было в 2012 — игнорирование мнения общественности и опять нарушение ст.7 ОК.

Правительству и уполномоченным органам РК давно пора обратить внимание на «деятельность» акимата по нарушению международных соглашений.

Так как Правительство РК отчитывается по ОК и решениям Комитета, а не акимат Алматы, который фактически создаёт проблемы центральным органам на международном уровне.

См. решение Комитета по КЖ и рекомендации Правительству РК, особенно пункт 134, с»: https://www.unece.org/…/c…/CC-58/ece.mp.pp.c.1.2017.12.r.pdf)

Вот он, пункт «с»:

«должны быть приняты соответствующие практические и/или иные положения для обеспечения участия общественности в процессе подготовки планов, относящихся к сфере действия статьи 7 Конвенции, включая четкие требования для обеспечения того, чтобы:

i) необходимая информация доводилась до сведения общественности;

ii) общественность, которая может принимать участие в процессе, определялась соответствующим государственным органом;

iii) требования пунктов 3, 4 и 8 статьи 6 Конвенции применялись» (конец цитаты).

В свою очередь, эти пункты статьи 6 гласят:

п. 3: «Процедуры участия общественности предусматривают разумные сроки осуществления различных этапов, которые обеспечивают достаточное время для информирования общественности в соответствии с пунктом 2 выше и подготовки и эффективного участия общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды»;

п. 4: «Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже НА САМОМ РАННЕМ ЭТАПЕ (выделено мной. – В. Б.), когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности».

п. 8: «Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в соответствующем решении надлежащим образом были отражены результаты участия общественности».

(См. Орхусскую конвенцию)

КОГО ОБЛОМАЛИ С ПЕРВЫМ БАЛОМ

Проект горного кластера – в начале пути. Но на его «первый бал» (презентацию мастер-плана) акимат не пригласил даже членов Общественного совета, созданного при нем же, акимате. Я уж не говорю о защитниках Кокжайлау (а курорт в этом урочище включен в кластер), а также экологах и руководстве Иле-Алатауского нацпарка, на территории которого и собираются реализовать проект.

Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) курорта «Кокжайлау» длится уже ДЕСЯТЫЙ месяц вместо пяти по договору (с 8 ноября 2017 года, даты подписания контракта между управлением туризма и ТОО «Almaty Mountain Resorts»).

В начале августа на сайте www.kokjailau.kz наконец впервые появилась полная концепция проекта: 21 февраля на круглом столе о ней рассказывали фактически на пальцах, 31 мая на презентации продемонстрировали только несколько слайдов и цифр.

В итоге участие общественности в подготовке концепта – нулевое.

И мы до сих пор даже не знаем даты публичных слушаний, где нам представят готовый продукт.

Словом, сделано всё для невозможности внесения изменений в проект. И тем более его отмены, на чем настаивают «зеленые».

ЛИБЕРАЛЬНАЯ БЛАЖЬ

В Казахстане, как в любой патерналистской стране, участие граждан в принятии государственных решений считается либеральной блажью.

Власти рассматривают население как толпу неразумных детей, которым надо по возможности удовлетворять первоочередные потребности, если не сказать инстинкты (еда, кров, лечение, рабочие места и т. д.), в обмен на их налоги и периодический приход на избирательные участки для создания массовки.

Гражданские права и свободы в перечень этих потребностей не входят, причем по обоюдному согласию патерналистов и патронируемых. За небольшим исключением последних.

Поэтому отношение к международным договорам, которые как раз предусматривают право граждан на участие в decision-making, у властей несерьезное: ну, надо было подписать, чтобы приняли в «хорошую компанию», — и подписали. Никто их соблюдать и выполнять не собирался.

А пункт 3 статьи 4 Конституции РК: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами» — существует и вовсе для проформы. Поскольку постоянно нарушается.

Вот потому ни Байбек, ни его предшественники, ни акимы других городов и весей не советуются с жителями ни по каким проектам, не только экологическим. Нету такой традиции в политической культуре.

Правда, международные организации возражают против столь легкомысленного отношения к подписанным конвенциям, соглашениям и протоколам. И время от времени «предъявляют» правительствам за игнор договоренностей местными властями.

И нашему МИДу приходится оправдываться. В частности, за то, что «барин» из Алматинского горакимата не советуется с «крепостными» по насущным проблемам его фазенды.

Впрочем, эту неприятность мы переживем. В конце концов, санкции за наши шалости никто пока не вводит.

Хотя Россия доигралась. Но мы-то ведь по мелочи нарушаем: права человека, выборы, экология… Ничью же территорию не аннексируем. Еще не хватало! Нам своей земли достаточно, вон ее сколько – замучаешься гробить.

НАДРАТЬСЯ ГРАЖДАНСКОГО МУЖЕСТВА

Однако особенность акимата Алматы в том, что в своей деятельности он не только в упор не видит горожан, но и «пускает по бороде» правительственные документы.

Сергей Соляник упоминает «План развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы» 2012 года.

Основанием для этого документа стал отчет, подготовленный канадской компанией «Ecosign» по заказу Министерства индустрии и новых технологий РК. Его название – «Системный план развития горнолыжной зоны Алматы».

Я не раз писал о том, что этот отчет был предшественником нынешнего проекта горного кластера. Но ни авторы мастер-плана и никто из акимата не помянули его не только добрым, а и вообще никаким словом.

Возражая мне на сайте informburo.kz, Сагынбек Бекмагамбетов, заместитель руководителя управления туризма и внешних связей Алматы, выдвинул контраргументы.

«Предыдущий мастер-план представляет в большей степени описание мировых горнолыжных курортов, исследования, анализ, тезаурусы, которые в настоящее время сильно устарели, отметили в администрации города.

В нём не проработаны конкретные действия по всем направлениям развития, отсутствуют реальные топографические карты с детализацией, а также не выполнен анализ развития туризма сопредельных стран Центральной Азии и Кавказа, их роли и преимуществ» (конец цитаты).

Интересно, а если б по тому плану, принятому меньше шести лет назад, курорты всё-таки построили, г-н Бекмагамбетов тоже назвал бы их «устаревшими»?

И еще. Кто-нибудь слышал, что «Системный план», как и «План развития курортов», были признаны не соответствующими реалиям времени и отменены официально? Я – нет.

Смотрите, что получается. Целый заместитель руководитель управления городского акимата, который подчиняется своему шефу Максату Кикимову, затем куратору – замакима Асель Жунусовой и, конечно, самому акиму, вдруг надрался гражданского мужества и – лично! – подверг жесткой критике документ, утвержденный постановлением правительства, объявив его «устаревшим».

Похоже, в команде Байбека анархия – мать порядка. И любой замначальника департамента может гнуть свою линию.

КАК ПОГИБАЮТ ЗАМЫСЛЫ С РАЗМАХОМ, В НАЧАЛЕ ОБЕЩАВШИЕ УСПЕХ

Конечно же, Сагынбек Сагидуллаевич и не помышлял ни о чем подобном.

Он просто не подозревал, что его поэтическую мысль про «тезаурусы» можно продолжить на один ход вперед. И сам попал в логический капкан, который расставил на меня.

О предыдущем проекте развития горнолыжного и прочего туризма в Алматинской агломерации в акимате всего-навсего сделали вид, что забыли: из всех запланированных курортов «выжил» только «Кокжайлау», точнее, там затянулись родовые муки.

И начали новый проект, аналогичный — кластер.

А ведь у нас сплошь и рядом

«погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех».

Почему так происходит? Я вижу несколько причин.

Всякий бастык, севший в кресло любого уровня, немедленно предает забвению наследие предшественника.

Вы слышали когда-нибудь из уст Байбека, что он продолжает традиции Есимова и Тасмагамбетова (я уж не говорю про Храпунова и Нуркадилова)?

Отнюдь. Но ведь, безусловно, продолжает. Например, с перманентной заменой бордюров. Да и еще много с чем.

Однако ведет себя так, будто до него здесь лежало дикое поле.

«Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня».

Кроме того, доделывать за другими – нет хуже гемора: ни хайпа не сорвешь, ни славы.

Лучше подрихтовать старые наработки и объявить свежий мегапроект.

Тут тебе и хайп, и слава, и – главное! – новые грандиозные деньги на «освоение».

Ну и, что тоже существенно, сочинение государственных программ, планов и проектов составляет основную суть работы чиновников.

Иногда они реализуются, а чаще – нет. Но за «бессмыслопроизводство» никого не наказывают. Мне неизвестен ни один случай, когда кого-нибудь оштрафовали или, не дай бог, посадили именно за срыв госпрограммы.

Вот почему в Системе так распространена амнезия на старые планы. Причем ею не страдают, а наслаждаются.

ПУТЬ ВЫШЕ ЦЕЛИ

Насколько проект «Кокжайлау» не выдерживает критики с экологической точки зрения, настолько он великолепен как кейс для журналистского расследования.

В этом году я опубликовал 25 статей о КЖ на сайте «Ратель», пока его не закрыли. Продолжил сериал на фейсбуке, здесь количество постов перевалило на четвертый десяток.

Глава одной журналистской организации наверняка сказал бы: «Четыре-пять материалов для расследования вполне достаточно. А так много – это чересчур».

Но что я могу с собой поделать, если лоббисты и исполнители проекта сами подкидывают мне тему за темой, открывая всё новые зияющие вершины, и несть им числа?

«Кокжайлау» — словно микрокосмос, в котором повторились все неисчислимые чудеса и ужасы казахстанской Вселенной.

Я не знаю, устоит ли Небесное пастбище перед человеческой алчностью: слишком неравны силы.

Но стараюсь не задумываться об этом. Как уже говорил, для меня путь выше цели.