Участник госзакупок подал в суд на управление туризма и внешних связей города Алматы

ИЗ БУХТЫ В ОМУТ

В алматинском специализированном межрайонном экономическом суде началось рассмотрение гражданского дела по иску ТОО «ROCKETHOST» к КГУ «Управление туризма и внешних связей города Алматы».

Эту информацию, показавшуюся мне сенсационной (позже объясню почему), я обнаружил, занимаясь интернет-сёрфингом и заплыв в бухту «Судебный кабинет».

Уже состоялись два заседания 3 и 16 августа, включая беседу судьи со сторонами процесса, очередное назначено на 28 августа.

Из судебных документов пока выложены лишь два определения:

а) о принятии искового заявления к производству суда и возбуждении гражданского дела;
б) о проведении подготовки гражданского дела к судебному разбирательству.

Оба датированы 25 июля 2018 года.

Чтобы узнать суть исковых требований, я нашел в поиске контактный телефон ТОО «ROCKETHOST» и дозвонился в фирму, офис которой оказался в Астане.

Мне пояснили: компания считает, что ее заявку на участие в одном из тендеров отклонили необоснованно, тогда как заявка ТОО, допущенного к конкурсу, не соответствовала техническим требованиям.

Других подробностей сотрудники не рассказали, но и этого мне оказалось достаточно. Из бухты «Судебный кабинет» я добрался до омута «Портал госзакупок», нырнул в него – и нашел всю необходимую информацию.

КАК ПО НОТАМ

В начале весны управление туризма объявило конкурс «Услуги по коммуникационному и маркетинговому продвижению туристического потенциала г. Алматы и Алматинской агломерации в Республике Казахстан и странах Ближнего зарубежья».

Сумма закупки (без НДС)

– 122 млн 025 тыс. тенге.

Заявки подали два ТОО — «ROCKETHOST» и «Туристский информационный центр города Алматы».

Согласно протоколу предварительного вскрытия, первая компания допущена не была.

Дальше – как по нотам. Конкурс признан несостоявшимся. Затем объявлена закупка способом «из одного источника по несостоявшимся закупкам». Тем единственным источником, к которому припало управление туризма, оказался, естественно, «Туристский информационный центр города Алматы».

С ним 24 апреля и заключен договор на 120 млн тенге.

А «естественно» — потому что «Туристский информационный центр», более известный как компания «VisitAlmaty.kz», учрежден самим управлением туризма. То есть является его квазигосударственной «дочкой». Как и ТОО «Almaty Mountain Resorts» — компания, управляющая проектом «Кокжайлау».

Не для того же дочек рожали, растили, холили и лелеяли, чтоб сотни миллионов пролетали мимо кассы. И доставались неизвестно кому.

КАК ВЫ ПРОВЕЛИ ЭТИМ ЛЕТОМ?

Кстати, этот тендер мне знаком, и я о нем неоднократно писал, в частности, в посте «Открылась бездна, звезд полна».

Срок действия договора – до конца года, но планируемая дата исполнения – уже 31 августа.

Мне трудно судить, продвинулся ли туристический потенциал Алматинской агломерации коммуникационно и маркетингово за истекшее время. Ибо мои ощущения субъективны.

Но, надеюсь, хотя бы Общественный совет Алматы выйдет из отпусков и заслушает руководителя «Туристского информационного центра» Камиллу Лукпанову, как она провела этим летом.

Впрочем, дело не в существе тендера, а в «одном источнике» и акиматовских «дочках».

ИЗ ОДНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО ИСТОЧНИКА

Не устаю твердить, что и такой способ проведения госзакупок, и обрастание акиматов ТООшками – две злокачественные опухоли на рыночном теле казахстанской экономики.

Про «один животворящий источник» в январе 2018 года на презентации в мажилисе поправок по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигоссектора говорил вице-министр финансов РК Руслан Бекетаев.

Он назвал способ «из одного источника» — «одной из главных проблем государственных закупок».

«Анализ закупок, проводимых на 2018 год, показывает, что свыше 80% конкурсов признаются несостоявшимися и осуществляются из одного источника. А по строительным видам работ, стоимостью свыше 1 миллиарда тенге, практически все 100% закупок признаются несостоявшимся и осуществляются из одного источника – общий объем которых составляет 850 миллиардов тенге», — сказал вице-министр финансов.

Если кто недопонял, этот способ позволяет заказчику конкурса технично провести через сито тендерных процедур к подписанию договора «свою» компанию – будь то частная фирма или учрежденное им самим ТОО.

ДЕЛАТЬ БИЗНЕС НА ВЛАСТИ – ЭТО И ЕСТЬ КОРРУПЦИЯ

Теперь что касается «дочек».

В начале года я потратил месяц жизни, добиваясь от госорганов юридической оценки результатов тендера на разработку ТЭО курорта «Кокжайлау».

Напомню, заказчиком конкурса выступило управление туризма Алматы, а подряд в итоге достался учрежденному им ТОО «Almaty Mountain Resorts» во главе с Наилем Нуровым.

Такая очевидная аффилированность показалась мне сомнительной. В публикации на «Рателе» мою позицию поддержал известный юрист Виталий Воронов (Vitaliy Voronov).

— Делать бизнес на власти — это и есть коррупция, — сказал Виталий Иванович. — Это, кстати, коренное отличие нашей коррупции от их – «буржуйской». У них коррупция — это подкуп власти деньгами. У нас — зарабатывание денег с помощью власти. И с попытками придать этому внешне легальный характер.

В конце концов, я добился ответа из департамента внутреннего государственного аудита по городу Алматы:

«… установлено, что указанные юридические лица являются между собой аффилиированными (так в тексте. – В. Б.), поскольку КГУ «Управление туризма и внешних связей города Алматы» в отношении ТОО «Almaty Mountain Resorts» (Алматы Маунтэйн Резортс) выступает учредителем.

В этой связи, учитывая, что в рамках проведенных государственных закупок КГУ выступало в качестве заказчика, а не потенциального поставщика, в рассматриваемом случае ограничения для участия ТОО в электронном конкурсе в законодательстве о государственных закупках не предусмотрены.

На основании вышеизложенного доводы, указанные в вашем обращении, не подтвердились».

Иными словами, закон считает предосудительным аффилированность лишь физических лиц, но не юридических.

Однако, если закон подтверждает легитимность победы «дочек» управлений на тендерах, проводимых этими же управлениями, это говорит лишь о том, что коррупциогенен сам закон о госзакупках.

КОГДА РУЛЯТ НЕПРОФЕССИОНАЛЫ

В чем же заключается коррупциогенность и «злокачественность» для рынка квазигосударственных ТООшек?

Неизменно выигрывая конкурсы, они, в отличие от частных компаний, сами почти никогда не выполняют работу по договору. Поскольку не имеют необходимой квалификации, техники, оборудования и т. д. Но дело-то делать надо. И квазигосТОО создают консорциумы, куда уже без конкурса, ПО ПРОИЗВОЛЬНОМУ ВЫБОРУ (чаще по указке акимата) приглашают профессиональные компании. Или нанимают компетентных субподрядчиков.

Таким образом, эти ТОО оказываются посредниками между властью и бизнесом.

Де-юре они не являются акиматовскими структурами, а их сотрудники госслужащими. Но де-факто строго подчинены акиматам, исполняют любые капризы и приказы управлений, курирующих заместителей акима и самого акима, а персонал выполняет чиновничьи функции.

Когда квазигосТОО заведомо побеждают на тендерах, о честной конкуренции речи уже не идет. Больше того, профессионалы поставлены в зависимость от непрофессионалов, чье единственное достоинство – близость к финансовому крану. И профи вынуждены «искать подходы» или к этим ТОО, или к людям из акимата. А не искать не могут, потому что государство – крупнейший игрок на рынке, у него подряды и оборотные средства – наши налоги. Вот так частный бизнес (главным образом МСБ, крупные корпорации имеют доступ к недрам) из равноправного рыночного игрока превратился в фактически наемного работника у государства.

Благодаря участию «прокладок» (квазигосТОО) в бизнес-процессах стоимость государственных услуг значительно повышается. На примере разработки ТЭО курорта «Кокжайлау», где из бюджета в 195 млн тенге ТОО «Almaty Mountain Resorts» «съело» 60 миллионов, мы видим, что удорожание составило свыше чем на треть.

Когда бюрократия управляет рынком, не создавая прибавочную стоимость, а лишь распределяя («осваивая») не заработанные ею средства, это разлагающе действует как на экономику, так и на мозги. Целью человека становится не создать продукт самому, а присосаться к безрисковому квази- или просто государственному источнику доходов.

Судя по тому, что эта схема замумифицировалась, в стране измененных ценностей она вроде бы всех устраивает.

Но оказалось, не всех.

ПЕСЧИНКИ В МЕХАНИЗМЕ

Почему я называю иск ТОО «ROCKETHOST» к управлению туризма «сенсационным»?

В смазанный отлаженный механизм раздачи госсредств «по понятиям» попала песчинка.

Если посмотреть в «Судебном кабинете» анамнез управления туризма, то во всех делах оно выступало в качестве истца. А здесь впервые – в роли ответчика.

Вне зависимости от того, чем закончится процесс, это уже прецедент.

Малое предприятие отказалось быть бессловесным игроком по правилам, придуманным без его участия, и оспорило их в суде.

Почти уверен, что судья А. Мухамедьярова оставит исковые требования без удовлетворения. Ну а если, чем черт не шутит, решит разобраться по существу?

Это мы скоро узнаем.

Тем временем компания «Технодом» подала иск к Министерству информации и коммуникаций о незаконности блокировки интернет-магазина,

ущерб от которой составил 30 млн тенге в день.

Чем больше будет подобных «песчинок», тем быстрее бизнес начнет избавляться от кармы бесправного «терпилы» в отношениях с государством, которое «что хотит, то и воротит».

И тем скорее будет пройден путь от системы, где правят бал непрофессионалы (вроде квазигосТОО или «журналистского» министерства, в штате которого нет ни одного человека, работавшего в СМИ), к здравому смыслу.

По крайней мере, в экономике.