ТАЙНЫЙ ПРОЕКТ

Что намерено рекламировать управление туризма Алматы за 300 тысяч долларов?

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ

В предыдущей части расследования я заинтересовался тендерами, которые в последнее время проводило коммунальное государственное учреждение (КГУ) «Управление туризма и внешних связей города Алматы» (руководитель Ерлан Жайлаубай), с кем оно заключало договоры, на какие суммы и имеют ли контракты отношение к проекту горного курорта «Кокжайлау».

Я не пользуюсь никакими инсайдами и «сливами» — только открытой информацией, которая доступна любому из вас. Все приведенные сведения не представляют коммерческой тайны, поскольку в них фигурируют только бюджетные деньги.

Первым предметом моего анализа стал конкурс «Услуги по PR и рекламному продвижению туристического потенциала г. Алматы» на 134 млн тенге (или порядка $400 тыс.). Его выиграла компания VisitAlmaty.kz (ТОО «Туристский информационный центр Алматы», «дочка» управления туризма, им же и учрежденная; подведомственная организация КГУ — так она называется в бюджетной программе).

Поскольку соорганизатором Большого Алматинского Пикника на Кокжайлау 10 июня была VisitAlmaty.kz, я предположил, что часть денег пошла на эти цели.

Уже после публикации я нашел техническое задание к поставщику и в ближайшие дни расскажу, на что именно будут потрачены 400 тысяч долларов.

А пока у меня есть срочный информационный повод.

ПО ОТРАБОТАННОЙ СХЕМЕ

Сегодня, в четверг, 14 июня, завершился еще один тендер, где заказчиком выступило управление туризма: «Изготовление и размещение рекламной продукции на городских конструкциях и информационно-рекламное сопровождение ПРОЕКТА» (специально выделил это слово, скоро поймете почему).

Заказчик предложил цену 142 млн 857 тыс. 142 тенге 86 тиын, или порядка $ 425 тыс. по текущему курсу.

Тендер был объявлен 28 апреля. Заявки подали три ТОО – «AZB Media», «Victoria 2008» и «Zharnama agency». Первые две к участию не допустили. Конкурс признан несостоявшимся, так как должны состязаться не менее двух допущенных участников.

Затем объявили конкурс по методу «из одного источника». Этим источником оказалось ТОО «Zharnama agency», предложившее цену сильно ниже «эстимейта» — 99 млн тенге, или порядка $300 тыс. Сегодня опубликован протокол об итогах.

Схема известная, отработанная если не веками, то годами.

КАК ЖУРНАЛИСТКА ВЫИГРАЛА ТЕНДЕР НА $300 ТЫС.

Я довольно быстро установил, что это за ТОО. Учреждено 25 сентября 2017 года, ему нет еще и года. Категория – малое предприятие, то есть в нем работает от 6 до 10 человек.

Руководитель и единственный учредитель – Мамурбекова Асель Агадилдаевна. Cочетание фамилии, имени, отчества довольно редкое.

В поиске сразу выпало интервью, которое Асель Мамурбекова 11 мая 2012 года дала порталу моды Look.tm. Там она представляется: «Работаю редактором и издателем в ИД «Burda Press Казахстан». Курирую журналы «MINI», «JOY», «Отдохни».

Коллеги подтвердили, что так оно в прошлом и было, но с прошлого года в этом издательском доме Асель не работает.

Также мне подсказали, что никаких таких громких связей у нее нет: мама была главным редактором на «Хабаре», муж служит офицером на таможне, причем не в начальстве. Значит, всё «по чесноку».

Если учредитель «Zharnama agency» и бывший редактор-издатель – одно и то же лицо, то я искренне рад за коллегу.

Правда, есть легкое беспокойство – справится ли? Ведь заказ серьезный, объем работы гигантский и под силу разве что крупному рекламному агентству, а не малому предприятию девяти месяцев от роду. Ну да смелость города берет.

ЗАКАЗ ЭПИЧНОГО РАЗМАХА

Погодите, я же вам не рассказал про сам заказ. В нем прекрасно всё! Посмотрите техническое задание (намеренно публикую его полностью) – и убедитесь в этом сами.

Размах потрясает эпичностью. Просто перечислю:

  • — Изготовление, размещение и продвижение видеороликов на 80 городских наружных мониторах Алматы.
  • — Разработка эскизов, изготовление и размещение на торце высотных зданий двух баннеров размером не менее 10-15 метров.
  • — Эскизы, изготовление и размещение 75 билбордов в Алматы и других городах.
  • — Оформление 20 остановок общественного транспорта.
  • — Брендирование 100 кабинок ГЛК «Шымбулак» и 8 автобусов. (Причем «автобусы предоставляет поставщик» – это я не понял: надо покупать их или уговаривать руководство автопарков, чтоб согласились машины оклеить?)
  • — Рекламно-информационные материалы в метро, автобусах и в вагонах КТЖ.
  • — Стикеры на витринах торговых центров, баннеры на заборах, лайтбоксы в аэропорте

— Мафы! То есть объемные фигуры. Видимо, это такие же чудовища, что и зеленые велосипедисты на аль-Фараби. Офигеть, дайте десять.

— Ну, и по мелочи: значки, тейбл-токеры, карты, каталоги, стенды, флаеры, постеры исчисляются десятками тысяч.

Словом, фронт работ – непочатый край. Поставщику придется нанимать не только дизайнеров с печатниками, но и 8 монтажников-высотников, что с высоты вам шлют привет.

Потянет ли «Zharnama agency» такой заказ за эти деньги? Не знаю. Честно говоря, меня больше волнует другой вопрос.

ЧЕГО В СУПЕ НЕ ХВАТАЕТ

Вам не показалось, что в техзадании чего-то не хватает? Не гадайте, я вам и так скажу: НАЗВАНИЯ ПРОЕКТА. Его нет ни в ТЗ, ни в объявлении на портале госзакупок, ни в протоколах тендера. Правда, еще не опубликован договор.

Вот это действительно странно. Перед потенциальными поставщиками ставится техническое задание – и не прописывается, что именно нужно рекламировать на стикерах, баннерах, лайтбоксах и т. д.

А какое «ньювасюкинское» событие межгалактического масштаба ожидает наш город, что управлению туризма понадобилась столь широкомасштабная рекламная кампания по его профилю?

Азиаду мы провели в 2011 году. Универсиаду – в прошлом. Зимняя Олимпиада-2022 нам обломилась.

Тогда что за проект? «Алматы – лучший город Земли»? Это и так все знают, и тратить $300 тыс. на убеждение в этом горожан, по крайней мере, не по-хозяйски.