И это стало уже не исключением, а, скорее, правилом

ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА

10 июня на Кокжайлау прошел Большой Алматинский Пикник, организованный компанией «VisitAlmaty.kz». Иначе она называется ТОО «Туристский информационный центр Алматы». Это предприятие со 100-процентным государственным участием и учреждено городским управлением туризма и внешних связей. То есть его де-факто можно считать квазиподразделением акимата.

Сам я на пикнике не был, смотрел фотоотчеты. И среди прочего меня напрягло появление на поляне урочища джипов. Как мне сказали, их было три, они привезли казаны и продукты для приготовления плова (см. фото 1).

На следующий день я написал пост «Коготок увяз – всей птичке пропасть». В нем по своему обыкновению я пованговал. Приведу несколько абзацев, написанных 4 месяца назад.

«Если нынче со стороны улицы Дулати поднялись три машины, в следующий раз обязательно ждите больше. Пока их пускают по разрешению акимата, потом в ход пойдут визитки-«вездеходы». И будет на КЖ картина маслом – паркинг под открытым небом. Как на БАО.

Подтекст появления джипов на КЖ – обоснование необходимости прокладки дороги. До подстанции ее будут тянуть уже точно, об этом на презентации говорили: дорогое оборудование, мол, зря простаивает. А это два многотонных трансформатора, которые не доставишь вертолетом – только по земле на тяжелом грузовике.

Почему ж асфальт и дальше не проложить? Вон в городе сколько уважаемых людей, которым в гору подыматься или в лом, или в лень. Лучше – в лексус.

По-простому все эти акиматовские заманухи выходного дня называются так: коготок увяз – всей птичке пропасть. Причем в буквальном смысле.

В общем, привыкайте, птахи да зверушки, к фактору беспокойства — шуму-гаму. Люди урочище обживают. Скоро здесь еще громче станет, когда стройка начнется. А лучше валите подобру-поздорову повыше в горы, не то как бы елкой срубленной не пришибло.

Короче говоря, параллельно с мучениями над ТЭО проекта акимат начал обрабатывать, если можно так выразиться, «коллективное городское сознание» в таком направлении: цель посещения Кокжайлау, последнего нетронутого уголка природы в черте Алматы, не пеший туризм, не физические усилия, не преодоление себя – а развлечение на свежем воздухе.

Постепенно необходимость подниматься пешком станет восприниматься многими с раздражением, захочется более легких путей. А к тому времени, глядишь, и гондольную трассу с Медео построят. И большинство воспримет ее с радостью.

И найдет на Кокжайлау много увлекательных, как говорит Наиль Фаридович (Нуров, гендиректор компании, управляющей проектом «Горный курорт «Кокжайлау»), «активностей». Правда, уже за деньги.

Но урочища на этом месте в его нынешнем виде нам уже не видать» (конец цитаты).

ПРОЕЗД ОТКРЫТ!

К сожалению, мои предсказания сбылись. Транспортные средства на Небесном пастбище стали появляться регулярно.

В конце июня мои друзья поднялись на Кокжайлау и засняли там молодых людей, рассекающих на квадроциклах (см. фото 2, 3, 4).

1 октября активист Сергей Соляник (Sergey Solyanik) скинул мне в личку несколько снимков (см. фото 5, 6, 7) и написал:

«Был сегодня на КЖ. При мне приехали [на автомобиле], похоже, земельщики – «отстреливать» территорию. Наверное, после ваших публикаций решили всё же определить границы будущего «курорта» и земельного надела».

Действительно, с лета в урочище идет работа над землеустроительным проектом – определяются границы участков, которые в сумме составляют 1002 гектара, выведенные из состава Иле-Алатауского нацпарка для строительства курорта.

Но кто дал разрешение рабочим подниматься в урочище на машине с госномером 523 AFZ 05? Или антенна GPS такая тяжелая, что ее пешком не донести?

А 6 октября пользователь Нурлан Шаяхметов опубликовал в своем фейсбуке пост и фотографии, которые я с его разрешения перепечатываю (см. фото 8, 9, 10):

«Спускался с Кокжайлау, чуть не задавил этот пикап, гораздо выше строящейся подстанции. В машине трое взрослых и ребенок. Спросил: зачем тут катаетесь, [ответили] что-то невнятное — и по газам. Ниже встретил всадника, он сказал, что ниже пикник с шатром и т. д. и эта машина оттуда. Пикник чуть ниже двух речек, обычно люди располагаются до (то есть ниже. – В. Б.) шлагбаума. Может, и прошел бы мимо, но борзёж с пикапом вывел из себя. На экопосту показал фотографии старшему смены Галымжану, он удивился, сказал: там же замок (очевидно, имеется в виду – на шлагбауме. – В. Б.), замок на месте. Позже отзвонился, сказал: отправили опергруппу (оказывается, есть такая у лесников). Обращаюсь к руководству Иле-Алатауского национального парка: есть предел наглости у людей? Ладно, когда мимо мотоциклы, воняя, проносятся, а тут пикап пытается проползти, и это ещё в выходной день. Если кто заинтересован, номер пикапа А 287 НS» (конец цитаты).

КАК ОНИ ТУДА ПРОСОЧИЛИСЬ?

Взывать к совести «автолюбителей», которые пасутся на Кокжайлау, я не стану. Дохлый номер.

Очевидно, у них вместо мозгов — комбикорм.

У меня другой вопрос: как они в урочище просочились? Со стороны «Просвещенца» туда, слава богу, пока не поднимешься – только с улицы Дулати. Но там, неподалеку от гостиницы «Кумбель», — шлагбаум, который не объедешь (см. фото 11). Значит, его поднимали и машины пропускали.

Это как понимать и с кого спрашивать? С начальника шлагбаума? А может, это акиматовские управления уже начали раздавать «вездеходы» — пропуска на свободный проезд в урочище?

Если так, то позволю себе им напомнить, что даже проект курорта пока не утвержден. Еще не состоялись общественные слушания, они пройдут 4 ноября. Да и аким города дважды в этом году, в феврале и в августе, публично не исключал отказа от стройки на Кокжайлау.

Так что рановато шлагбаум поднимать. Несмотря на то, что кое-кому как из пушки хочется поскорее увидеть на плато «улицу Панфилова на высоте 2300 метров», как завещал великий Нуров.

ПРИМЕЧАНИЕ

Мое расследование публикуется также на сайтах «Ливень»  и «Сохраним Кок-Жайляу» .

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО КОКЖАЙЛАУ ПЕРЕНЕСЕНЫ

Под давлением обстоятельств и общественности Алматинский горакимат перенес общественные слушания на выходной день и в центр города.

Они начнутся 4 ноября с. г. в 10.00 в гостинице «Казахстан», в зале «Алтын Эмель» (вход со стороны ул. Курмангазы).

Предварительную заявку можно подать по телефону +7 708 123-08-71. Парень, который был на связи, представился как Аблай Галиев. Имейте, что регистрация со стороны акимата носит уведомительный характер, а не разрешительный.

ПОДПИСЫВАЙТЕ ПЕТИЦИЮ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА КУРОРТА «КОКЖАЙЛАУ»:

Свой голос вы можете оставить вот здесь. Всего за спасение Небесного пастбища проголосовали почти 17 тысяч человек. Присоединяйтесь. Сохраним Кокжайлау вместе!