Удалось установить три большие группы молодежи, которые побывали в урочище с прошлого воскресенья

КОНКРЕТНО НИКОГО НЕ ОБВИНЯЮ

В пятницу, 12 октября, я опубликовал пост «Кто насрал на Кокжайлау», в котором воспроизвел фотографии куч мусора на Кокжайлау, сделанные Максим Сотников (Maxim Sotnikov)

Со вчерашнего дня удалось собрать информацию из соцсетей, которая подтверждает: с прошлого воскресенья в урочище побывало как минимум три большие группы молодежи.

Особо подчеркну: я не обвиняю ни одну из них, что это именно она оставила после себя на плато отходы жизнедеятельности.

Но, судя по роликам, можно утверждать однозначно: все они устраивали около беседки на поляне дастархан.

ПЕРВАЯ ГРУППА (фото 1-6)

Ролик опубликован в инстаграме в профиле @orazovaa777.

Парни и девушки поднимаются в урочище с пакетами, в которых снедь и напитки (фото 1).

Групповой снимок говорит о том, что их примерно 40 человек, а баннер, который они держат, — что они представляют интеллектуальный клуб «Алтын сапа» («Золотое качество») Казахского национального университета им. аль-Фараби (фото 6).

В ролике не показана совместная трапеза, однако на коллективной фотографии справа можно увидеть горку пакетов, полных то ли продуктов, то ли объедков (фото 2).

Также можно заметить, что студенты жгут костер из толстых бревен, хотя специально оборудованного кострища, как подтвердила менеджер по проектам экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь (Svetlana Spatar), на поляне нет (фото 4, 5)

Я уж не говорю, что вообще жечь костры в горах – дикость и варварство, если вы не заблудились и речь не идет о вашей жизни и смерти. А сейчас там к тому же пожароопасная ситуация.

В инстаграме и вчера, и сегодня обозначена одна и та же дата поста: «5 days ago». С большой долей вероятности можно сказать, что это воскресенье, 7 октября, когда была переменная облачность, а ближе к вечеру пошел дождь, а на кадрах ролика то ясно, то пасмурно, то зонтики.

ВТОРАЯ ГРУППА (фото 7-9)

Ролик скопирован с инстаграмовского профиля @a_baymbetovaa.

Здесь виден адресный план — «Кок Жайляу» (фото 7), за дастарханом более 30 молодых людей (фото 8), и они тоже жгут костер (фото 9).

Я получил этот видос вчера, датировка стояла «4 дн». Точный день определить затрудняюсь, но похоже, что съемка совсем недавняя.

ТРЕТЬЯ ГРУППА (фото 10-12)

Ролик опубликован в инстаграме в профиле @atameken__patriottary.

Да и закадровый голос повторяет на видео: «Атамекен патриоттары» («Патриоты Отечества»).

Судя по наиболее многочисленному коллективному фото, в группе порядка трех десятков человек (фото 10). Костра не видать, но так же, как и вторая группа, они харчуются на земле, подстелив под себя пакеты сети «Magnum» и держа в руках пластиковые стаканчики (фото 12), которые во множестве можно увидеть затем в кучах мусора. Впрочем, это слабая улика.

Фото и видео выложены в инсте «3 days ago». Хотя их могли загрузить позже, чем сняли.

ДЛЯ ОДНИХ ПРИРОДА — ОТЧИЙ ДОМ, ДЛЯ ДРУГИХ — ПОМОЙКА

Еще раз повторяю: я не подозреваю конкретно ни одну из этих групп. Хочется верить, что все они унесли пакеты с собой.

Но допускаю и такую вероятность: ребятам никто не объяснил – ни родители, ни преподаватели, — что в горах категорически нельзя оставлять мусор и жечь костры.

А у нас сами знаете как бывает: один человек пакет бросил, остальные восприняли как разрешительный сигнал, как отмашку: «Так можно!» — и через час на этом месте помойка. В городе и на природе много раз такое наблюдал.

Не могу исключать, что нечто подобное случилось на уходящей неделе и на Кокжайлау.

Вчера я заметил, что на фотографиях Максим Сотников (Maxim Sotnikov) мусор как-то странно лежит – будто из грузовика его высыпали. Но Алоис Ономатолог (Alois Nazarov) высказал другую версию: пакеты разодрали птицы и животные и растащили содержимое по территории. Скорее всего, так оно и случилось.

Как бы то ни было, в пятницу на Кокжайлау была картина, которую показали нам Максим Сотников (фото 13) и Natalia Smith (фото 14, вид сверху).

Честно говоря, эти снимки произвели на меня в пятницу гнетущее впечатление. Сегодня настроение чуть поднялось, когда прочитал комментарий Darya Skopina: «Вчера решили собрать весь этот ужас. Спасибо откликнувшимся ребятам, кто помог спустить мусор! А вот наказать тех, кто оставил мусор, было бы правильно, поддерживаю!» (см. фото 15).

UPD. Когда это пост был уже выложен, Дастан Абдрахманов (Dastan Abdrakhmanov) оставил под ним комментарий со снимком: «На КЖ сегодня вычистили всё. Даже склон вниз к батарейке. Так что вместо фото ему можно ФигВам (жилище коренных американцев) показать» (фото 16). Кому Дастан предлагает «фигвам показать», я догадываюсь, но вслух называть не буду.

Есть у нас еще горожане, которые воспринимают природу как собственный дом. По крайней мере, среди молодежи их очень много, а моих знакомых таких — большинство.

Но как приучить к чистоплотности в горах остальных, чьим экологическим воспитанием не занимался никто?

Тут звучали предложения наказать, оштрафовать. «Экологическое спасение» пообещало в понедельник обратиться в полицию.

Казалось бы, только в этом моем посте материала – выше крыши для нормального сыскаря, который мог бы опросить туристов на фотках и установить, виновны они или нет.

Только остались ли в нашей полиции эти «нормальные сыскари»?

Заявление в полицию, конечно, подавать нужно обязательно. Но бьюсь об заклад, что никто этим заниматься не будет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что же тогда делать?

Вчера в комментарии к моему посту Владимир Таланов (Vladimir Talanov) написал: «Думаю, что лучше всего было бы вернуть земли Кок-Жайлау обратно в национальный парк, а бетонную коробку, которую спешно возвели для электроподстанции, надо снести. Поврежденную почву, земляной покров рекультивировать».

Я ему ответил: «Конечно, надо. Но это долгая история — постановление правительства отменять, право собственности и категорию земель восстанавливать. А по-хорошему, это надо в комплексе решать с укреплением позиций парка: финансами, рейнджерами и т. д.».

Держа в уме эту долгосрочную перспективу, предлагаю вместе с тем срочные меры.

Раз земли Кокжайлау в настоящий момент перешли к городу, то акимат обязан следить там за порядком прямо сейчас, а не когда (или если) на плато построят курорт. Вы же, господа чиновники, блюдёте чистоту на улице Панфилова. И собираетесь соорудить «улицу Панфилова на высоте 2300 метров». Ну, так будьте последовательны.

Расходы потребуются небольшие:

1. Установить на тропе и на поляне деревянные баки с мешками для мусора внутри. Их регулярно забирал бы конный «дворник».

2. Установить видеонаблюдение рядом со шлагбаумом у входа в урочище со стороны улицы Дулати, а также на восточном входе со стороны «Просвещенца». Так проще будет вычислять нарушителей.

А когда урочище вернется в Иле-Алатауский нацпарк (я в это верю) и опять станет особо охраняемой природной территорией, контроль за порядком вновь перейдет к лесничим и егерям.

Также не теряю надежды, что у тех, кто сегодня оставляет срач в горах, со временем в головном мозге появится пара экологических извилин.